ЭТИМОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

May 29, 2020 16:05


о связи культуры - искусства - и религии



- такие общие слова-понятия как «образование» и «культура» (или «искусство») отстоят друг от друга не настолько далеко, насколько их отдаляет друг от друга инерция человеческого общественного сознания. Особенно - современного. В эту группу слов ещё стоит внести слово «дух» (и все от него производные - духовность, дыхание и т.  д.) и вот почему: оно их просто объединяет на этой стадии.

Образ - без которого не было бы ОБРАЗования - изначально это ведь Образ Божий (здесь, кстати, даже ещё не важно - он языческой или монотеистической формации). Этот Образ обозначает просто - нечто большее, чем человек. Отсюда ведь и понятие «образец», и все «образы героев», о которых мы писали школьные сочинения. Потому, видимо, и «безобразие» это - изначально несущее негативную коннотацию слово. Нечто «без образа». Дух Истории - в общем, он же - и есть этот самый Божественный Дух. Эпический Образ. Который - заметим - может быть и лирическим, и драматическим, и трагическим, и даже фарсовым (при определенных обстоятельствах эпический герой вполне может воспользоваться и хитростью). Все эти слова-понятия - те, без которых не существует, в том числе, и театральной жизни + сознания. То есть - изначально - мистерии. Театральные жанры ведь тоже - появились оттуда. Отсюда же, кстати, и - распространенные актёрские, всякого рода «поиски образности». То есть - сценической правды, подлинности существования Образа, жизненной (сценической) правды.

В этом, кстати, и состоит главный смысл шекспировского «Мир - Театр, а люди в нём - актёры». Театр тоже - не так далёк от жизни, как принято считать.

Всё это говорится не для того, чтоб поумничать, или сказать банальность.
Образ - это не абы какой «образ». Образ Мефистофеля (обезьяны Бога) в эту компанию - изначально не входил. Ну, а теперь - к сожалению (для кого-то к счастью) уже входит.
К этой этимологии изначального Образа Божьего прорывается и Высоцкий в 70-х годах:
«Я к микрофону встал, как к образам.
Нет-нет, сегодня - точно к амбразуре.»
И даже амбразура - обращение к образу смерти - совсем не случайно. Что понятно из самой структуры стиха.

В группе вКонтакте «Театра-на-Досках» была небольшая заметка не так давно - там приводилась цитата из Питера Брука:
«Все наши театральные поиски сводятся к тому, чтобы люди, сидящие в зале, ощутили реальное присутствие невидимого. Это очень просто звучит, и этого очень трудно достичь. Но за тем люди и ходят в театр. Если бы они хотели просто развлекаться, театр давно бы перестал существовать, проиграв кинематографу и мощной индустрии развлечений. Порой присутствие невидимого в спектакле возникает спонтанно. Наша задача - разработать театральную технику, чтобы этот момент удержать, чтобы у нас появилась возможность его вызывать».

В общем, понятно, что здесь речь идёт о МУЗЫКАЛЬНОМ подходе к театральному искусству. РЕАЛЬНОЕ ПРИСУТСТВИЕ НЕВИДИМОГО - без очного присутствия в аудитории - просто невозможно. Ибо, в момент звучания струны (голоса) - звучит не только струна или голос (звуковая вибрация). В момент этой вибрации, вместе с этой вибрацией (которая, как мы знаем, вполне фиксируется в качестве и нотной, знаковой системы, и - в качестве аудиозаписи) - происходит ещё и передача того, что люди творческие называют «душевной теплотой», люди склонные к эзотерике - эманациями, а люди светские - некоей «тайной». Заметим, что даже для учёного мира уже возникла квантовая механика - которую они тоже фиксируют, но объяснить никак не могут толком.

То есть, все зафиксировали - ТАЙНА присутствия (наблюдателя процесса) ЕСТЬ.
Присутствия зрителя - в театральном зале (филармонии) при ЖИВОМ исполнителе.
Присутствия прихожан - на проповеди в церкви, при ЖИВОМ проповеднике.
Присутствия живого туриста - у стен живого Акрополя. Он, конечно же, сделает селфи на фоне стен его - но унесёт с собою не только цифровой отпечаток светотени.
Тайна всяческих коллекционеров, собирателей редкостей.
Кстати, особенно коллекционеры - очень часто - бывают страстными и одержимыми своими экспонатами, которые они иногда даже не могут никому показать, ибо связаны с криминалом.
Да и учёных-химиков-физиков задевает за живое это самое «зрительское присутствие наблюдателя», ибо оперу или оперетту они посещают не так чтобы часто, предпочитая им микроскопы, реактивы или реакторы. А тут вдруг - в их собственных головах - этот наблюдатель устроился как в партере, и, одним только лишь своим присутствием, кардинально меняет всю физическую картину опыта.. Даже не представляю себе когнитивный диссонанс математика, например - в связи с этой проблемой.

Ну и - отдельно - Тайна присутствия преподавателя в аудитории учащихся.
Процесс передачи Знания - от Учителя - к ученикам.
Некоторые - при особенно выдающихся случаях - называют это Магией Учителя.
Не будем тратить лишних слов, ибо все понимаем, О ЧЁМ ИМЕННО идёт речь.

И вот, в этот самый момент, когда все уже готовы к некоему новому фазовому переходу в гуманитарных мировоззрениях человечества - нас вновь «опускают на грешную землю»; нам подбрасывают тривиальную проблему, призванную ни для чего более, как для того, чтоб банально затормозить этот творческий процесс.
Да-да, речь об этой самой нашей свежайшей «пандемии». Новая «перестройка» - но уже в мировом масштабе. Думаю, не приходится сомневаться, что это проделки «глобалистов», призванных «управлять человейником» - опять стандартными методами кнута и пряника.
Причём - и Игра-то, по сути, ведётся опять - всё на том же, глобальном уровне.

Война с ОБРАЗованием - это не просто война.
Всё - опять - возвращается на круги своя.

Война - с Образом Бога.

Брук, филология, театр, искусство, литература, общество, теология, образование, культура, религия

Previous post Next post
Up