Click to view
Мы настолько привыкли к общим фразам типа «Пушкин - наше всё», что порою не замечаем, как возникают вопросы - «а почему, собственно»?
Чтоб ответить НА ЭТОТ вопрос - понадобится опять либо полное погружение с кучей диссертаций на тему, либо...
Хороший разговор о смыслах - цивилизации, культуры разных стран Европы и Азии, и их взаимодействия - с понимающими людьми. И здесь вдруг, сам собою, выплывет некий «пушкин - инкогнито» в цитатах и помыслах, буквально разлитых в воздухе России.
Александр Андреевич Проханов - как раз, из тех людей, которые не будут «гордиться» на Миру собой, собственным (немалым) опытом. У него это всё, безусловно, присутствует, но просто как контекст. Его основной текст будет всегда и прежде всего - о России. Беседа с ним течёт неспешно, как река, хотя в русле её присутствуют и буруны и пороги. Присутствует и Пушкин - но, деликатно, совершенно не акцентируя на себе наше внимание. Акцент будет - опять на России.
В советское время хрестоматийное пушкинское - о России - стихотворение «К Чаадаеву»
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
… Так вот, в советской школе у нас оно было акцентировано учениками, чаще всего - на последней строчке, как на финальном аккорде симфонии. И, хочешь не хочешь, провоцировало индивидуализм. Даже помнится, как некий собирательный образ одноклассника из некоей средней школы, произносит эту строчку с акцентом на слове «наши».
То же самое происходит почти всегда и с «Памятником» Пушкина (слава Богу, ученики его и не декламируют).
Тем и сложны подобные стихи от лица субъекта, или же «от первого лица»:
чуть не так повернётся интонация, и - костюмчик, грим и возраст исполнителя уже не спасут от насмешек.
В случае же с Александром Андреевичем всё понимается как нужно.
И - очень часто - именно благодаря его «мастерству скромности», если позволительно такое словосочетание. Цитата из хрестоматийного стихотворения - «звезда пленительного счастья» - звучала, обращена она была - к России, всё по Пушкину. Однако, последних двух строчек не было. И правильно.
Не в нашем контексте сейчас их произносить.
Наши имена - не так важны.