(из длинного комментария в одном сообществе)
Очень часто встречаются мнения, противопоставляющие научный и религиозный подходы. Причём - с опорой на того же Маркса (ссылки на конкретные цитаты, думаю, всем известны, но не о них сейчас речь). Дескать, где есть наука - там нет религии (и наоборот - религия процветает там, где нет научных знаний, и так далее).
Спешу заметить - в Средние века, эпоху развития Церкви, те же алхимики и астрологи, которые заложили основы будущих наук химии и астрономии, жили вполне гармонично с церковным руководством. И даже - с инквизицией. При чём здесь Маркс? - спросите вы, - а при том, что, к сожалению, это очень сложный вопрос. Скорее даже - из области психологии. Будучи сам из семьи потомственных раввинов, Маркс всю эту кухню знал изнутри. А многие знания - умножают скорбь, как говорится. То есть, по всей вероятности, это личное отношение конкретного Карла с конкретными раввинами. К сожалению, просочившееся и в его рукописи.
Зачем и Как
Всё в этом мире имеет способность развиваться. Особенно же, то, что касается зависимых от человека вещей, предметов, созданных его мышлением и руками. Оставим вопрос о телеологическом или спонтанном происхождении Вселенной, который мы всё равно здесь и сейчас не проясним для всех раз и навсегда. История, как мы её знаем, или «
Мировой Дух», иногда играет с нами интереснее, чем мы можем себе представить. Также, как «научность» чьей-либо картины Мира вряд-ли сильно и всерьёз будет противоречить религиозному бытию этого же субъекта. Религия нам ответит на вопрос «зачем» ты сделал то или иное действие, а наука - на вопрос «как». Это просто разные вопросы - и потому на них будут и разные ответы. В самом деле, ведь может на одной и той же улице, в одно и то же время стоять и церковь, и университет.
Однажды стою на остановке, жду троллейбус. Останавливается рядом со мною микроавтобус, водитель выходит - и я узнаю вдруг мужа одной своей бывшей однокурсницы, который вёл в свое время секцию по у-шу. Мы радостно здороваемся друг с другом - но я замечаю, что он одет в рясу священника.
Оказалось, бывший тренер по у-шу уже лет десять служит священником в местной Православной церкви, мимо которой я проходил все эти десять лет. Мы поехали. Надо сказать, было забавно наблюдать, как нога священника (автомобиль как средство передвижения - продукт материального производства и продолжение человеческой ноги) из-под рясы нажимает на педаль «газ» или «тормоз», при этом хозяин оной вёл беседу о наших давних общих знакомых.
К чему это отступление? - к тому, что я вполне нормально знаю этого человека. Для того, чтоб заглохшая машина вновь поехала - он не станет выходить на дорогу и молиться о ниспослании ему Божьей помощи - он просто и компетентно залезет в мотор, и устранит неисправность, не прибегая к вопросам «зачем». И даже, не прибегая к молитвам.
Потому, что он знает, «как». Что совсем не означает, что он атеист.
Всему есть в этом мире свое время и место.