Китайский философ говорит по-китайски. Но - ЧТО он говорит? (Шёнберг) «То, что говорит китайский философ, не может быть отделено от того факта, что он говорит это по-китайски» (Стравинский)
Все знают, что Евангелие от Иоанна начинается так: «В начале было Слово».
Это - книга Нового Завета.
Чаще всего, при возникновении в нашем информационном поле «Слова» как такового - мы, скорее всего, подразумеваем слово графическое, написанное (нарисованное, высеченное) на какой-либо поверхности. Однако, в общем, до возникновения и - что существенно - широкого распространения культуры письменной, - культура была аудиальной (аудиовизуальной). То есть, тексты - а значит, и «слова» - в широком распространении - также, существовали, только в гораздо более живой форме, чем законсервированные в знаки. Они ЗВУЧАЛИ. Как, впрочем, и языки - никто ведь не будет утверждать, наверное, что до изобретения клинописи люди лишь посредством мычания общались друг с другом. Они, вполне себе, разговаривали. То есть, пользовались СЛОВАМИ. И даже более того: имели уже культурные артефакты и коды. Более того, уже и в наше время существуют ещё - и до сих пор - некоторые языки, не имеющие собственной письменности. Цыганский, например.
Именно потому, проблемы понимания текста - сейчас, это довольно многомерный тезис. Ибо век XIX - век просвещённый - сделал революцию в языках. Распространение книгопечатания (и особенно - газет и других СМИ) добавило во все языки существенную составляющую - язык (как и в целом культура) стал не только аудиовизуальным, но и символико-графическим. Последний, в свою очередь, по каким-то причинам стал ориентиром, основой аудиовизуальных языков. Несмотря на, фактически, более позднее происхождение, чем язык аудиовизуальный.
Причины доминирования графических языков над аудиовизуальными здесь рассматриваться не будут - это долгий разговор, отсылающий к проблеме иерархичности как таковой (потому - ещё более долгий, в конце концов, приводящий к вопросу о курице и яйце).
Что же происходит далее? - а далее происходит достаточно любопытная инверсия.
Эмоционально окрашенный, и гораздо более богатый деталями - аудио-звучащий язык - стал влиять на язык графический. Нет, здесь речь не пойдет о сдвинутых нормах визуального (графического, письменного) языка - это тема интересная, но не для данного разговора.
Даже грамотная речевая конструкция - может быть составлена:
1) - как аудиальная, и 2) - как письменно-графическая.
Достаточно почитать какие-нибудь сценарии, или научные работы - и сравнить их с художественной литературой. И то, и другое, и третье - будет составлено по совершенно различным законам. Вполне, заметим, действующим законам.
Ну, а в связи с широким распространением интернета - сейчас происходит некоторая «демократизация» уже письменной речи.