Форма «изначальный конфликт» в европейской культуре

Jul 18, 2017 15:04



Вполне себе, кстати, философский вопрос. Проявляющийся на всех уровнях, вплоть до бытового.

Думается, никто не будет возражать тому, что разнообразные «способы конфликта»
- а именно - Бога и Дьявола, Добра и Зла, Души и Тела, Тени и Света, Белого и Чёрного, Динамики и Статики, Мужского и Женского,
Льда и Пламени, Сна (Иллюзии) и Реальности, Поэзии и Быта, даже Физиков и Лириков, или Текста и Музыки, и так далее, и так далее - все эти способы кардинальных, принципиальных и нешуточных противоречий - в конечном итоге долженствующие прийти к какому-то завершению, хотя-бы этапному - в общем, все они и составляют одну общую форму взаимодействия отношений в европейском способе мышления как таковом. Но это, всё-же, не «хаос», и не «война всех против всех».

Форма здесь заключается в следующем:

В двух словах,
- изначально данное НЕРАВНОВЕСИЕ двух сил - должно нас привести к какому-то (даже, не обязательно равновесному и положительному, но) - результату.

Правда, всё-же, в классическом идеале - оно должно привести к Гармонии содействия этих двух начал,
по аналогии Разума, как мужского начала, понимающего и направляющего Чувства, как женское начало
(классический пример - постулат «в спорах рождается Истина»).
В романтическом идеале - уже, «в итоговом результате», может быть всё что угодно.

Условно говоря, главных «персонажей» может быть и гораздо больше, чем два. И - каждый из них - может носить
в себе самом ещё несколько мешков собственных противоречий и контрапунктов.
Но, однако, первый конфликт, за которым обязательно будет следить наше внимание - конфликт ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ.

Соответственно этой - макро-смысловой - форме - и выстраиваются все взаимоотношения в известной нам Европе
(и в Америке, которая основана на упрощении всё того же дихотомичного принципа европейского мышления). Даже в Европе современной. Несмотря на все её выверты последних десятилетий: ведь от физических, психологических, или астрономических законов - уйти - наверное, здесь, в обозримых пределах, никому не удастся. Есть, правда - уровень эстетический, но это особый мир, особая реальность. В музыке, например - на основе именно этой конфликтности - выстроена СОНАТНАЯ форма
(на базе которой вырос такой жанр, как СИМФОНИЯ) - основная, самая сложная и разветвленная из всех имеющихся музыкальных форм.
Аналог жанра романа в литературе.

Американское влияние - да, оно тоже есть, и оно настолько же неизбежно, насколько неизбежно влияние на человека
его alter ego. Но это уже - не конфликт, а диалектика.

[p.s. 19/07/2017_________] p.s. 19/07/2017_________

Одна из современных американских модуляций этого принципа - создание "конфликта", столкнуть лбами бывших друзей и братьев между собой, для того, чтоб было чем заниматься чьим-нибудь войскам. Выгодный бизнес - война на Украине.

image Click to view



Но мы отвлеклись.



***

Восток - «дело» не только «тонкое».
Здесь - нет «изначально данного» конфликта, требующего уравновешивания.
Здесь - всё начинается с некоего эпического «загадочного» покоя, требующего ключа к разгадке. Здесь интрига - именно в этом. «Открой личико, Гюльчатай!» (Кстати, европейский ориентализм этот уровень отношений вполне освоил.) Здесь может и не быть «динамики конфликта», вполне будет достаточно и «динамики танца» (то же - динамика песни или молитвы, то есть - динамика жанровая). Но - он вполне может и БЫТЬ; конфликт - он совсем даже здесь не возбраняется. Однако - он не является определяющим.

Важный момент - ничто не начинается «вдруг», без изначального вступления, «погружения в атмосферу». Без этого с вами не будут ни разговаривать, ни - тем более - петь или играть.

Уровень дифференциации конфликтующих сторон, присущий Европе - в Азии просто «разлит в воздухе», и может означать всё, что угодно. Не лишне напомнить, кстати, что - и десятичная система счёта, и цифры как таковые - в европейскую письменность и мышление перекочевали из арабской. То есть - если кто думает, что «научный» способ мышления не присущ Азии - тот сильно заблуждается. Наука очень органично входит и в поэзию и в быт. В Азии не в чести лишь «наукообразие» (что, кстати, вполне котируется в Европе). Эта «пародия на науку» на Востоке - достойна просто презрения и осмеяния. А также - достойна того же - невоздержанность, чрезмерность. Здесь этика - прежде всего. Всякого рода «романтические страсти», если они не основаны на мудром, божественном спокойствии - обречены на провал.

***
Пограничная - и в прямом, и во всех других смыслах - Россия - вполне естественно, сочетает в себе элементы влияния и Востока, и Запада.
И тот - и другой - способы мышления (условно: «конфликтный» и «эпический») - в России являются,
плоть от плоти, органичными.

Однако, смотрит она, довольно часто - не вправо и не влево.

Она - иногда - смотрит вниз, потупя взор, как виноватая невеста.
Но потом - всё-же, она начинает смотреть вверх.
В сторону Восхождения.
В сторону Бога.

театр, теология, Европа, Фауст, музыка, война, симфония, Азия, литература, Россия, Украина, наука, кино, Германия, философия, культура, США

Previous post Next post
Up