Сравнение христианской общины с коммунами в СССР. Часть - V

Jan 07, 2017 20:22



Детский дом «Дрозды». Игра детей, Одесса, 1928 год.

Коллективизм и быт
      Одна из главнейших проблем в становлении коммуны - отсутствие жилья. Коммунарам было негде жить, т. к. они жили все вместе, им были необходимы просторные дома, вмещающие в себя  не менее 30 человек. Из тех коммун, что были рассмотрены Д. Дюран (16 образцовых коммун), только одна имела приемлемое жильё в достаточном количестве, остальные получили малопригодное жилье, т. е. развалины или не получили его вовсе.
      Например, в коммуне «Новый Свет» во время летней страды коммунары спали прямо под открытым небом, а зимой возвращались в свои избы. Со временем коммуны могли финансово позволить себе строительство зданий, но и тут не спешили, старались сначала приобрести сельскохозяйственный инвентарь, скот и т. д.


Костино. Первые бараки Большевской трудовой коммуны 1930 г.

А жильём в первую очередь старались обеспечить детей и только потом себя. В жилом помещении коммунары спали на кроватях и соломенных тюфяках (матрасах), жили очень скучено, дети также спали на кроватях по несколько человек, мужчины и женщины раздельно в разных помещениях. Существовала проблема отдельных помещений для семьи, однако это предполагает под собой расход и без того немногочисленных ресурсов. Деньги старались выделять на постройку и оборудование зданий, обслуживающих коллективный быт. К таким относятся кухни, столовые, медпункты, детские сады и т. д.
      Сельскохозяйственный инвентарь был обобществлён и весьма не многочислен, в некоторых коммунах он практически отсутствовал. Таким коммунам помогало государство, предоставляя займы (больше в виде зерна) и кредиты, которые нужно было отработать.


Позже, с 1922 года, у коммун начали появляться излишки продукции, которые поставлялись на рынок, и с вырученных средств коммуна закупала инвентарь. Также закупались тракторы, что было в новинку для деревни, но покупка трактора ещё не означала высокой урожайности. Это лишь облегчало труд. Зачастую же высокий урожай обеспечивался рациональной организацией труда, а также грамотным распределением и использованием орудий труда.
      В коммунах было принято совместное потребление пищи в столовых. Пища принимались за маленькими столами, каждый из которых накрывался скатертью, посуда была эмалированной, оборудование кухни состояло из медного титана.


В «Коммуне батрачат» едят мясо .1931.



Обед в столовой трудовой коммуны ОГПУ для беспризорников и малолетних преступников.

Пища, если она твёрдая (картофель, рыба, мясо и т. д.), подавалась на блюде для четверых. Жидкую пищу (супы, кисели, творог со сметаной) каждый ел из своей тарелки. Столовые также производили выпечку хлеба, а коммунары разводили свои огороды особенно в южных землях. По сравнению с тем, как жили крестьяне, будучи самым большим и самым нищим сословием российской империи, всё вышеперечисленное было неоспоримым завоеванием коммуны.
      Что касается питания, Д. Дюран приводит разные мнения, совокупность которых позволяет сделать вывод, что на всём протяжении существования коммун ситуация с питанием была разной Установленная рамка потребления в коммунах то была в норме, то сильно до неё не дотягивала. Однако, как указывает Д. Дюран, система питания в коммунах, если наступал голод, позволяла обеспечить минимальное пропитание коммунарам.  По этому поводу исследовательница приводит слова одного из членов коммуны «Ялта»: «Голодали организовано, потому и выжили, так что ни одной смерти от голода не было».
      Случилось так, что многие семьи покидали коммуну из-за неприятия коллективного образа жизни. Со временем некоторые из них возвращались в коммуну, «понимая, что они смогут гарантировано получить пайки, хоть и минимальные, но регулярные и справедливо поделённые».
      Выше уже упоминалось, что коммуны в первую очередь уделяли внимание детям. Коммуны старались не только обеспечить им крышу над головой, но и ставили задачу воспитать, прежде всего, коллективиста, дать им образование и обеспечить необходимый уровень здравоохранения. Д. Дюран приводит описание яслей в образцовой коммуне: «В помещении было светло и чисто, по сторонам около стен стоят кровати с лежащими на них чистенькими матрацами и подушечками, накрытыми простынями. На вешалке висят белоснежные полотенца с подписями вверху имён детей».


Сироты, родители которых умерли от голода, в детском доме. Ставрополь, 1921-1922

Данное описание конечно не означает, что так было сразу. До такого качества быта коммуна шла годами, постепенно доводя его до нужного уровня, однако, как уже говорилось, детям коммуны уделяли высокое внимание.
      Так, достигнув семилетнего возраста, ребёнок начинает получать образование прямо в коммуне. В 13-ти из 16-ти рассматриваемых коммун Д. Дюран указывает на наличие начальных школ. В двух коммунах, тамбовской «им. Ленина» и «Красный Октябрь», имеется возможность получить среднее образование. Помимо общеобразовательных предметов введена политграмота и техническое знание, для этого коммуны нанимали учителей. С 12 лет коммунары начинали работать в поле по 3-4 часа в день от 100 до 150 дней в году. Тем самым подростков приучали к труду.
      Коллективизм прививался детям при  помощи игры в самоуправление, где они проводили заседания, которые ввели свои председатели и президиумы. Юные коммунары назначали дежурных, класскомов и санитарные комиссии.


Заседание исполкома детей. Минск, 1924 год.

В тех коммунах, где отсутствовала школа для детей, отправляли в город с воспитательницей или просто с доверенным лицом, где они жили и получали образование.
      Особенностью воспитания детей была их оторванность от родителей. Большую часть времени дети проводили в вышеописанных яслях. Если в коммуне не имелось детского учреждения, то зимой детей отправляли в детские дома, а летом они приезжали в коммуну. По началу матери воспринимали это негативно.
      Позже они поняли, что за детьми в детских учреждениях постоянно присматривают, кормят, одевают, лечат. Теперь, женщина была освобождена от необходимости круглосуточно нянчится с детьми, и за счёт этого у неё освобождалось время на работу и развитие. Всё это уже не вызывало негатива, а наоборот вызывало понимание и одобрение.

Часть - I
Часть - II
Часть - III
Часть - IV
Часть - VI
Часть - VII

Христианская община, Общежитейская реформа, Сергий Радонежский, Монашество, Коммунары, Монастырь, Коммуна, Общежитейский уста, Борис Зайцев, Православный Социализм, Христианская коммуна, Адриан Топоров, Доминик Дюран, Коммуны СССР

Previous post Next post
Up