В рамках дискуссии о православном коммунизме на РНЛ опубликована
статья Вячеслава Чернякова, которая показалась мне особенно важной, несмотря на ее краткость.
Немного об авторе статьи. На фотографии мы видим человека, чей внешний вид ассоциируется у нас с представлением о воцерковленном православном христианине, от которого, казалось бы, трудно ожидать добрых слов о Марксе и Ленине. Председатель Христианского общественного движения (мне не удалось найти ничего об этом движении в интернете, по-видимому, оно немногочисленное). В советское время состоял в КПСС (с 1972 года), был, по его собственным словам, "убежденным коммунистом". И, как видим, коммунистическая убежденность, более того, восхищение Марксом и Лениным остались в нем, несмотря на принятое Православие.
Я процитирую только те фрагменты статьи, которые непосредственно касаются Маркса и Ленина.
"В результате долгих многолетних размышлений я пришел к выводу, что главным фундаментальным недостатком марксизма является воинствующий атеизм. Уж если Маркс назвал религию опиумом для народа, то его собственная теория оказалась сродни героину. В отличие от Гегеля, этого величайшего светского мыслителя всех времен и народов, создавшего не только Диалектику, но и Систему, Маркс не описал схему мироздания, да это и не входило в его задачу. То, что он сделал, исследовав объективные законы развития общества, само по себе уже является для человечества решительным шагом вперед на пути познания собственной природы. Конечно, обладая таким могучим интеллектом и опираясь на последние достижения науки, он, безусловно, смог бы пойти дальше, но тогда время еще не пришло.
Гораздо позднее, Ленин, безусловный гений, продвинулся чуть вперед, завещав в одной из своих последних статей последующим писателям «штудировать» Гегеля.
/.../
Черту под тысячелетней историей философии подвел Ленин, сформулировав ее основной вопрос, а именно, что первично Материя или Дух. Материя конечна, а Дух бесконечен, так что же первично? Последние достижения науки позволяют дать правильный ответ.
В последние годы в наших некоторых экономических вузах перестали изучать Маркса, хотя в той же Америке к нему относятся достаточно серьезно. «Капитал» - это своего рода «инструкция по применению», причем самая лучшая и самая правильная. Освободите марксизм от атеизма, и вы не увидите принципиальных разногласий между теми, кто сегодня называет себя коммунистами, и теми, кто следует христианским заповедям.
Раз так, то настало время объединить свои усилия."
Появление этой статьи на РНЛ представляется мне знаменательным. Имена Маркса и Ленина произносятся православным человеком на известном православном сайте с уважением и даже восхищением. Мне кажется, антикоммунисты, пытавшиеся узурпировать право говорить от лица Церкви, затуманившие сознание православных антикоммунистической пропагандой, начинают понемногу сдавать позиции.