Репин и Революция

Sep 15, 2016 01:11




Развил свою предыдущую статью о Репине.

Спросите своих знакомых, каких русских художников они знают, и вы наверняка одним из первых услышите имя Ильи Ефимовича Репина. Всенародную славу он заслужил по праву - такого широкого, в смысле тематики и стиля, живописца найти сложно. Впрочем, несмотря на разнообразие, общий знаменатель у его творчества, конечно, есть. О нем говорит сам Репин:

«Я не могу заниматься непосредственным творчеством, делать из своих картин ковры, ласкающие глаз... Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворять мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст.»

И.Е. Репин отвергает эстетство, творчество ради творчества. Холст для него - это и лаборатория и сцена. На нем он исследует жизнь и несет познанное людям.

В небольшой серии постов я бы хотел привести ряд картин великого художника, посвященных одной из самых драматичных страниц русской истории - движению русских революционеров 19 - начала 20 веков.
Первая подобна картина называется «Арест пропагандиста». За время своего создания она перетерпела немалые изменения. На ранней версии можно увидеть, что прототипом центральной фигуры, арестованного революционера, был сам художник - так очевидно сходство.




Окружение арестанта - сплошь крестьяне, главными героями являются сам пропагандист и стоящий спиной к нам условный «деревенский староста.
После долгой работы появляется, по сути, совсем другая картина, с массой новых «героев»: если изначально арестанта окружали в основном взбудораженные мужики, то теперь они лишь робко оглядываются у окна. Справа мы видим лакейского вида мужчин, производящих обыск, самого революционера держат полицейские и один крестьянин. Но главное изменение заключается во взгляде арестанта: он дерзко смотрит в темный левый угол комнаты, в котором мы можем увидеть неясную фигуру - истинного противника главного героя картины. Это уже не «деревенский староста» - это некто совсем другой, тот, кого художник хочет облечь в таинственную темноту.



Слудующей не менее интересной работой, повествующей о судьбах русских революционеров стала картина «Отказ от исповеди».


Картина Репина «Отказ от исповеди» (или «Перед исповедью»)

Эта работа была написана художником в период 1879-1885 годах. Работа трагическая и самая мрачная из всех, составляющих народовольческую серию. И это не удивительно. В 1879 году в стране вспыхивают крестьянские и рабочие выступления - пореформенная разоренная деревня закипает. В 1881 году революционеры убивают императора Александра II, за этим следуют арест и публичная казнь лидеров народовольцев. Все это вызывает противоречивые реакции русского общества. Одни бунтарям сочувствуют, другие их ненавидят.

На картине мы видим мучимого, терзаемого человека. Он совсем не поход на уверенного в себе арестанта из более ранней работы «Арест пропагандиста». Однако так же, как и на «Аресте», в лице главного героя мы узнаем черты самого Ильи Репина.

В 1883 году Репин показывает публике еще одну картину, посвященную русским революционерам - «Сходка». Она очень похожа по цвету и атмосфере на «Отказ от исповеди». Над тайной встречей витает дух подполья.



«Сходка ( При свете лампы )», 1883

Обращается Репин и к международному революционному движению. В том же 1883 году увидела свет его картина "Годовой поминальный митинг у Стены коммунаров на кладбище Пер-Лашез в Париже":



Но главная, ставшая знаковой для "народовольческой серии", картина была впереди. Всего через пару лет Репин заканчивает работу, поразившую всех современников своим психологическим реализмом. А главное - отчаянно смелым для того времени сочувствием революционерам.



Картина «Не ждали»

Репин начал работать над картиной в начале 1880-ых годов, находясь под впечатлением от убийства императора Александра II, совершенного 1 (13) марта 1881 года, а так же от публичной казни принимавших в нем участия народовольцев, которая состоялась 3 (15) апреля 1881 года, и на которой он сам присутствовал.
Закончил он ее в 1884 году, а после еще несколько раз дорабатывал. В это время (с убийства императора прошло всего 3 года) большинство революционеров находилось в ссылках и на каторгах. Возвращение подобного бунтаря домой  воспринималось как чудо.
Однако не нужно воспринимать ее как хвалебную песнь. Репин изображает сложную драму. Так он видит тогда народников: измученное лицо входящего выражает волю, но в то же время и смятение, страх. Судьба его неопределенна.

На долгое время с середины 80-ых годов 19 века Репин забывает о революционном движении. Он обращается к истории, создает серию портретов своих знаменитых современников. Посвящает творчество парадному фасаду империи - из-под его кисти выходят сцена работы Государственного совета, портреты императора Николая II, царской семьи.



Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения. 1903

Но вот Россию сотрясает Революция 1905 года. Художник, сам учивший других следовать пульсу жизни, не может игнорировать такое событие. Он делает первую версию картины «Манифестация 17 октября 1905 года».
Яркие краски, размытые лица. Толпа предстает этакой кашей. Как сильно отличается этот образ от дотошно-детальных работ раннего периода.



Манифестация 17 октября 1905 года. 1906

Впрочем, позже выходит другая версия картины.
На ней лица героев уже гораздо яснее прорисованы. Но каковы эти герои, всмотритесь в них.



18 октября 1905 года. 1907-1911

Большинство - это инфантильного вида дамы и мужчины, с вытаращенными глазами и полуоткрытыми ртами. По центру - митинговый вожак, возможно молодой революционер. Но он однозначен, нет в нем больше ни драмы, ни противоречия, ни сочувствия. В левом нижнем углу серьезный, чуть ухмыляющийся мужчина зловещего вида. Кто он? Возможно старый подпольщик, прошедший каторги и ссылки, чувствующий конец режима и свою скорую месть.

В целом, по этой картине можно увидеть, как изменилось отношение Репина к революции. Последняя картина на эту тему - это не сочувствие революционерам (как в «Аресте пропагандиста»), и даже не реалистическая демонстрация их трагедии (как в «Отказе от исповеди» и «Не ждали»). Это как минимум, жесткая сатира.

Впрочем, изменился и сам художник. Он больше не пишет на жизненные, социальные темы («Манифестация…» - последняя в этом ряду). Репин посвящает себя религиозным и историческим сюжетам.



"А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года", 1911

Грянувшая Революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война «запирают» пожилого художника в Финляндии, отколовшейся от Российской империи.



Автопортрет. 1920

После окончания Гражданской его зовут вернуться на Родину, причем на высшем уровне. К нему с визитом приезжают писатель Чуковский и делегации художников. По распоряжению Сталина пишет письмо Ворошилов:

«Решаясь переехать на Родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое, исторически-полезное дело».

Но он не возвращается. В 1930 году, в возрасте 86 лет он умирает в своем небольшой усадьбе в финском городе Куокалла.
Оригинал взят у viktor_shilin в Репин и Революция

изобразительное искусство

Previous post Next post
Up