5 сентября был день памяти митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Он был поистине великим иерархом Русской Православной Церкви, миссионером и тонким дипломатом. Помимо всего прочего, будучи ответственным за внешние связи нашей церкви - сначала как председатель Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС), а после как председатель Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных отношений, он оказал огромное влияние на церковную и политическую ситуацию в стране и мире.
Так, в условиях хрущевских гонений на церковь он, как глубоко верующий человек, умело отстаивал интересы церкви и, в тоже время, являясь патриотом своей страны, защищал интересы советского государства.
В 1961г. на Архиерейском соборе Никодим (Ротов) выступает с докладом о необходимости вступление Русской Православной Церкви во Всемирный Совет христианских Церквей, что позже позволило развернуть широкую международную деятельность. Владыка Никодим стал энергично включать Ленинградскую Духовную Академию в международную деятельность: сюда зачастили иностранные делегации, профессора стали активно посещать заграничные симпозиумы. Зная о ярко выраженных симпатиях Н. С. Хрущёва к развивающимся африканским странам, митрополит смог пригласить на учёбу 7 африканцев из Уганды и Кении. В 1965 году здесь был учреждён Факультет африканской христианской молодёжи, преобразованный затем в Факультет иностранных студентов. В итоге закрыть Высшее учебное заведение, где занимались студенты из «третьего мира» власти не решились. Также, Никодим наладил отношение с Константинопольским патриархом, от которого получил разрешение русским монахам снова приезжать в Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, и добился провозглашения автокефалии Русской Православной Церкви в Америки. Вообще вся его деятельность была направлена на достижение главное цели - распространение идей православия и гуманизма, всё, чем богата русская культура.
Патриарх Кирилл, будучи когда-то секретарем митр. Никодима, часто
вспоминает его слова: «я родился в Советском Союзе, я ничем не отличаюсь от тех, кто во власти, и я верю в Бога. Все мы граждане одной страны».
Новый министр образования, церковный историк Ольга Васильева также
считает владыку Никодима одним из великих людей XX века, «епископом нового времени».
Все это говорит о том, что личность мирт. Никодима не потеряла актуальность в наше время. Весьма интересны и смелы статьи митр. Никодима напечатаны в Журнале Московской патриархии. Так, к примеру, в своем докладе «Христианская ответственность за лучший мир», представленном на IV Всехристианском Мирном конгрессе, митр. Никодим касается мировых проблем, решения которых он видит в коренном преобразовании мира на началах свободы, равенства и братства:
«В своем последовании Христу, как Спасителю людей, и в своей надежде на Него, как на Господа истории, христиане должны стремиться к тому, чтобы вносить во все человеческие отношения и преобразования - эволюционные, революционные и постреволюционные - дух любви и мира. При этом он должен прежде всего помогать достижению и созиданию справедливых человеческих отношений, которые необходимы для материального и духовного прогресса. Важное значение для определения правильного отношения христиан к революционным преобразованиям имеют соображения, включенные в Обращение III Всехристианского Мирного Конгресса. Этот вопрос рассматривается здесь преимущественно в свете ситуации, характерной для стран «третьего мира» и, в частности, для Латинской Америки. «Состояние отсталости в большинстве стран третьего мира, - говорится в Обращении, - не случайное явление. Оно произошло по той причине, что развитие, индустриализация и увеличение богатств в развитых странах, особенно в странах Западной Европы и в Соединенных Штатах, были результатом эксплуатации стран, являющихся их колониями, полуколониями и неоколониями в Африке, Азии и Латинской Америке… То, что при существующей системе называется помощью, находится в связи с несоразмерно малыми ответными услугами и постоянной вопиющей эксплуатацией бедных стран богатыми. Все это, особенно по отношению к Латинской Америке, делает революцию обязательной, поскольку необходим радикальное изменение структур на благо народа в целом, так как только он способен - после того, как приобретет политическую власть - победить империализм и начать работу по созданию общества, постоянной целью которого будет создание глобальных условий, в которых каждое человеческое существо может реализовать свои потенциальные возможности всецело в качестве свободного и ответственного деятеля… Революционный процесс может проходить с применением силы, однако, с другой стороны, эксплуатация является наиболее упорной формой насилия. В каждом положении следует установить, может ли действие без применения силы оказаться эффективным против системы, решившей не сдавать свою позицию власти и не дать место справедливости… В современной международной обстановке Церкви должны отказаться от своего равнодушия по отношению к указанным проблемам и поощрять активное вмешательство христиан в дело осуществления необходимого справедливого изменения. Церкви должны стараться, чтобы их структуры не оказались препятствием к действительному включению христиан в революционный процесс, необходимый для созидания нового общества, и должны поощрять христиан к участию в борьбе за созидание этого нового общества, в котором должны быть обеспечены социальная справедливость, мир и возможность каждого человека полностью развивать свои способности».
P.S. До сих пор не утихают споры по поводу личности митр. Никодима. Как мне кажется, это связано с тем, что он во многом опережал свое время и во многом остается непонятым по сей день, поэтому сейчас как никогда необходимо изучать его жизнь и богословское наследие.
Оригинал взят у
svet_galoyan в
Митрополит Никодим (Ротов) о мировой роли советского проекта