Во-первых, потому, что по улицам городов в те благословенные времена ходили конки. А рассказанная в фильме рождественская история, уверяют нас его создатели, могла произойти только в городе, где были конки.
Во-вторых, в царской России были ГОСПОДА. Господа оказывали благодеяния. Да ведь и саму эту историю сочинила некая ГОСПОЖА Белявская (так в титрах).
Наконец, в-третьих, были БЕДНЫЕ. И это очень хорошо, потому что если бы их не было, господам некому было бы благодетельствовать. И некому было бы благословлять господ за их доброту.
Дочь-подросток приносит кондуктору на обед блины и, вопреки распоряжению отца, оставляет их в вагоне конки. Какая-то барыня садится на них и вымазывает одежду. Кондуктора увольняют. Девочка идет к большому начальнику просить за отца. Прислуга не хочет ее пускать , однако появляется начальникова дочка и отводит Настю к своему отцу. (Как барышня властно дергает и пихает дочку кондуктора - просто загляденье (7:08 - 7:35)).
"Это я виновата, - говорит Настя начальнику. - А папа не виноват. Накажите меня вместо него." Тут начальник, видимо, вспомнив какие-то свои преступные делишки, могущие повлечь уголовное наказание, вопрошает свою дочь: "Женечка, а если бы твоего папу постигло большое несчастье, согласилась бы ты быть наказанной вместо него?" Та довольно долго молчит (видимо, понимая странность вопроса), наконец отвечает: "Да". Растроганный начальник обещает восстановить кондуктора на службе. Заметим, что начальника растрогало вовсе не бедственное положение семьи кондуктора: нет, его тронула готовность дочери пострадать вместо отца, а по-настоящему он расчувствовался лишь тогда, когда его собственная дочь выразила такую готовность.
Возвращаясь домой, Настя умиленно шепчет: "Спаси, Господи, доброго ГОСПОДИНА и маленькую барышню". И еще много раз в рождественский вечер повторяются эти слова в семье кондуктора.
Ай-ай-ай, каких высоких духовных радостей лишили Россию проклятые большевики, построив общество, в котором не было конок, не было деления на богатых и бедных, зато было трудовое законодательство, которое препятствовало необоснованному увольнению работника!..
А теперь серьезно. Фильм Л.Ролдугиной "Настя - дочь кондуктора" - псевдоправославный. Под прикрытием авторитета Православия идет навязывание юному зрителю идеологии сословного общества. Общество, состоящее из богатых и бедных, господ и холопов, изображено в фильме даже не как нечто само собой разумеющееся, но как богоугодный идеал. Из православных детей хотят воспитать рабов, готовых мириться с социальной несправедливостью, благоговеющих перед властью господ. К сожалению, этот фильм - не единичное явление.
Фильм имеет награды:
Второй международный телекинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания». Приз за гуманистическую интонацию. 2009 - VII кинофестиваль «Покров». Диплом «За православное кино для детей».