Основы Православия. Понятие Церкви.

Jul 29, 2016 00:02

Начиная данный цикл статей, я никоим образом не претендую на широту, глубину изложения материала. Это основы. Данная статья в основном написана по материалам книги А.И.Сидорова, доктора церковной истории, по благословению архиепископа Тернопольского и Кременецкого Сергия, изданной в 2004 году под названием «Букварь школьника. Язык славян». Использовались материалы книги бакалавра богословия, кандидата физико-математических наук, ведущего научного сотрудника ИПИ РАН, программиста Н.В. Сомина «Православный социализм как русская идея», изданной в 2015 году. Текст, максимально приближенный к оригиналам, я буду приводить курсивом, свои выводы и комментарии - обычным шрифтом. Во избежание недопониманий. Выделение моё.

Слово Церковь происходит от греческого слова kuriakh, которое значит «дом Господень», и от латинского слова circus - круг.

Слово «Церковь» ( греч. Ἐκκλησία - вызываю, собираю) вообще означает собрание или общество званых. В таком смысле оно употреблялось и в Ветхом Завете (евр. Kahal). В христианском смысле это есть общество лиц, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву. Это есть «род избран», т.е. общество избранных - в смысле уверовавших во Христа в отличие от неверующих в него.

Слово «Церковь» употребляется в неодинаково обширных значениях.

В самом обширном смысле под Церковью Христовой понимается общество всех разумно-свободных существ, т.е. людей и Ангелов, верующих во Христа Спасителя и соединённых с Ним, как единой главой своей

В менее обширном смысле Церковью Христовой называется общество людей, веровавших и верующих во Христа, когда бы они ни жили и где бы теперь ни находились. В этом смысле Церковью именуется общество святых, ветхозаветные верующие и все православные христиане, живущие во вселенной.

В более узком смысле Церковь есть общество верующих, соединённых православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами, т.е. всякое поместное общество православных христиан (традиционное определение, катехизис). Это определение наиболее часто употребляется и имеется в виду в большинстве дискуссий. Однако оно является сильно упрощённым. Более развёрнуто: Земная или видимая Христианская Церковь есть основанное Господом Иисусом Христом общество верующих в него, таинственно соединённых в духовное Тело Христово, в котором через учение веры, таинства и видимое иерархическое руководство (священноначалие), под невидимым главенством Самого Иисуса Христа невидимым действием Святого Духа, продолжается и будет продолжаться до скончания века освящение людей, данное через искупительный подвиг Христа Спасителя.

Земная или видимая Церковь состоит из живущих на земле и называется ещё странствующей или воинствующей, поскольку ведёт непрерывную брань с врагами спасения, видимыми и невидимыми, и будет вести эту брань до конца. Именуется иногда Царством благодати.

Церковь невидимая Небесная состоит из святых Ангелов, всё Небесное воинство, славящее Бога, всех умерших в вере и покаянии и называется ещё торжествующей, так как пребывающие в ней торжествуют, участвуя в славе Христа, Победителя смерти и ада. Иначе - Царство славы.

По учению Священного Писания, блаженство душ праведных на небесах состоит в покое, или успокоении, от трудов; непричастности к печалям и страданиям; возлежании (то есть в ближайшем общении) с праотцами и прочими святыми; взаимном общении между собою и со тьмами Ангелов; стоянии пред Престолом Агнца, прославлении Его и служении Ему; общении и соцарствии со Христом; радостном лицезрении Бога Вседержителя.

Блаженство душ праведных на небе соответствует степеням их духовного совершенства. Вообще же, по учению Церкви, блаженство это не есть ещё полное и совершенное, а только предначинание того вечного блаженства, которое наступит после Всеобщего Суда.

Церковь земная по отношению к Церкви Небесной есть состояние кратковременного приготовления к вечному и постоянному пребыванию в Иерусалиме Небесном. Церковь торжествующая есть плод Церкви странствующей на земле, духовно рождающей своих чад и совершенствующей их дарованными ей от Бога средствами. Церковь торжествующая помогает земной в достижении её задачи - спасении её членов своими молитвами пред Престолом Божиим.

Есть ещё другие смыслы слова «церковь». Это может быть мистическое Тело Христово, невеста Христова, мать верующих, отдельная христианская семья, тело каждого христианина («церковь телесная»), христианский храм. Применяется данное слово даже в отношении выраженных антихристианских понятий («церковь лукавнующих»).

Таким образом, понятие «церковь» носит чрезвычайно обширный смысл и, говоря о церкви, всегда надо учитывать, которое из значений имеется в виду в данный момент. Иначе возникает недопонимание. А ещё возникает хорошая возможность манипуляции.

В современном понимании Узкую Церковь составляют иерархия, священство, клир, монашество, преподаватели церковных учебных заведений, даже сторожа и уборщицы храмов - словом все те, кто сделал церковное служение своей профессией.

Широкая Церковь - это Церковь, воцерковившая в себя элементы общества, необходимые для решения задачи христианизации всего социума. Собственно, совпадает с понятием человечество. В Широкую Церковь входит Узкая Церковь и император (а лучше сказать - государство). Они образуют «симфонию». Но есть ещё и третья составляющая - «народ». Он тоже обязательно должен входить в Широкую Церковь, ибо он - не страдательный элемент, из которого Церковь (в узком смысле) и государство лепят, что хотят. Народ активен, он сам должен захотеть построить христианский социум, проявить заинтересованность и самодеятельность. Иначе результатов не будет.

Существует опасность потери духовного единства с остальными верующими. Возникает структура, напоминающая чиновничество. Это большая опасность.

Надо сказать, что постепенно в истории нашего общества понятие «народ» как-то вышло из церковного обихода, всё больше используется понятие «стадо». Причём, если в первоначальном варианте, я уверена, коннотация этого слова была положительной, то сейчас объяснять не надо. Осуществляется, иначе говоря, подмена смыслов. Возможно, невольная в большинстве случаев. «Ну как же - написано же: стадо».

Отметим, что в современном мире вообще постепенно теряются первоначальные смыслы понятий. Милостью Божией до конца времён и после «Свет во тьме светит», однако, никто не отменяет борьбы с врагами человечества, которая состоит, в частности, в удержании смыслов и единства во Христе. Смыслы, связь с Богом и друг с другом постоянно воспроизводятся в церковных богослужениях, но надо уметь слышать то, что там говориться. Отсюда наши усилия по изучению основ Православия и попытки осмыслить происходящие процессы в обществе, поскольку земная Церковь является его составляющей частью, неотрывна от него и большим образом от него зависит.
Оригинал взят у slavjanka12 в Основы Православия. Понятие Церкви.
Previous post Next post
Up