Меня в университете учили так: «исторический материализм» и «цивилизационный подход» - диаметрально противоположные «методологии». Крупнейшей фигурой первой методологии является Маркс, второй - Тойнби. Между тем, у Тойнби с Марксом общего больше, чем с… да, по-моему, с кем бы то ни было из социальных мыслителей.
1947 год. В журнале “Foreign affairs” выходит ключевая статья Арнольда Дж. Тойнби «Современный момент истории» (впоследствии вошла в книгу «Цивилизация перед судом истории», 1948). В этой статье Тойнби развивает среди прочего очень важную для него тему противостояния Запада всем цивилизациям не-Запада. Есть тут остроумное наблюдение: «Как и коммунизм, ислам - движение антизападное, хотя в то же время это как бы еретическая версия западной веры; так же как и коммунизм, он оттачивал клинок духа, против которого бессильно материальное оружие».
Параллель коммунизма с исламом не носит у Тойнби оценочного характера, разве что положительный.
Тойнби настаивает на том, что основные болезни цивилизаций - войны и классовое неравенство. Капитализм превратил эти болезни в смертельную угрозу для человечества, создав сверхмощный технологический уклад, но «не изменив человеческую натуру» (напомню, Маркс страдал именно о незавершенности человека).
Кроме того, именно при капитализме неравенство становится вопиюще аморальным: «В обществе, которое открыло ноу-хау изготовления рога изобилия, несправедливость в распределении земных благ, перестав быть практической необходимостью, превратилось в чудовищное моральное преступление». Уверен, что знатоки Маркса слышат знакомые обертона.
Наконец ставится задача построения коммунизма: «Мы должны искоренить войну и классы как таковые - и искоренить их немедленно...» Да, описана именно «отрицательная» формула коммунизма. А что же еще за бесклассовое общество?
И хотя дальше Тойнби стыдливо выступает за специфическую конвергенцию (мол, он не за капитализм, но и не за социализм, а за что-то совсем другое - а какое такое «бесклассовое» другое?), он капитулирует перед коммунизмом и признает правоту Маркса. Это 1947-й. Здесь, если вдуматься, видно, как много историософия Тойнби берет у марксизма, видно в том числе в размышлениях о передовых классах. В других текстах Тойнби красный отлив не столь заметен.
P.S. А вот
тут Кургинян показывает, что поэту Бродскому, антисоветчику высшей пробы (Нобелевская премия), марксизм не чужд - при видимой чуждости.
Оригинал взят у
ilya_yu в
Красный Тойнби