…и мне в том числе, хотелось бы к ним уже не возвращаться, но текущие события едва ли позволяют на это надеяться.
Всё же подведу итог на данный момент. Сначала о хорошем:
1. Никогда не думал, что НАСТОЛЬКО буду солидарен с о. Андреем Кураевым! Его умные , грамотные и поистине христианские высказывания в этой истории заставляют простить очень многое, сказанное и сделанное им ранее. Я очень рад, что вновь обрёл такого брата !
2. Обращение верующих к патриарху с просьбой простить ( раз простить, значит вина есть) одномоментно улучшило мнение о нашей церкви среди «внеших» и малоцерковных людей. Многие заговорили: « Смотрите, а среди православных есть нормальные люди, не все с ПГМ». Даже в кругу радикальных антирелигиозников снизился градус агрессии ко «всем верующим».
Теперь о плохом:
Истерические, вплоть до «зоологических» , по словам о. Андрея , выпады огромного числа людей , называющих себя православными, среди которых есть и заметные лиди , и священники, с требованиями физической расправы, пожеланиями участницам акции быть изнасилованными за зоне и т.п. вещами , которые и цитировать-то стыдно, не может не наводить на вопрос :
А что за церковь мы построили за эти 20 лет? Можно ли о ней без кавычек как о христианской, коли такие высказывания в ней могут быть популярны и неосуждаемы значительной частью верующих? Я написал «истерические» поскольку лишь состояние тяжёлого невроза может хоть как-то оправдать появление таких высказываний , иначе бы пришлось сказать, что люди , их произносящие и поддерживающие, отреклись от Евангелия и их вариант «православия» носит сугубо антихристианский характер.
И наконец вопросы без ответов: может ли церковь настолько разделившаяся в отношении к случившемуся сохранить своё единство? И насколько вообще такое единство оправдано?