В заключительной части статьи «Эволюция и первородный грех» философ и богослов Робин Коллинз, раскрывает своё понимание взаимоотношений Бога и эволюции, предназначения мира и Воплощения. Коллинз проницательно соединяет разнообразные аспекты, которые другие авторы обычно рассматривают как несвязанные: теистический эволюционизм, разумный замысел и божественный кенозис.
«Мою концепцию можно назвать управляемой Богом эволюцией. Она заключается в том, что вся жизнь на земле есть результат эволюционного процесса («наследственность плюс изменчивость»). Однако во множестве случаев Бог управлял этим процессом или воздействовал на него. Такое управление осуществлялось через мутации некоторых гамет, или даже добавление в них новой информации, в результате чего потомство существенно отличалось от своих родителей. При этом я полагаю, что Бог управляет эволюцией не в механическом смысле, а через некое взращивание или воспитание, подобное животворящему веянию над водами, о котором говорится в Быт. 1: 2.
...Бог действует в мире посредством естественных процессов, поэтому исход эволюции можно считать как порождением природы, так и творением Бога. Вопрос о соотношении Божественного действия и неконтролируемого эволюционного процесса - случайных мутаций и последующего естественного отбора - остается открытым» (Р. Коллинз).