Мне сейчас приходится разбираться в дискуссии конца 17 века о "хлебопоклонной ереси". Пик дискуссии относится к собору 1689 г. Суть дискуссии была в том, что латинско-украинская партия, представленная в основном Сильвестром Медведевым, считала, что преложение хлеба и вина происходит после слов "приимите, ядите", а грекоправославная - что после
(
Read more... )
Насколько помню по источникам - земные поклоны после каждой из цитат слов Христа.
** Ведь эпиклеза начинается почти сразу после установительных слов, там вроде как и времени особо нет ни для чего другого**
А чем после эпиклезы времени больше?
Там ведь даже не конец фразы: "И сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего (+), а еже в чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего (+) преложив Духом Твоим Святым (+), якоже быти причащающимся во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд, или во осуждение".
То есть троекратное "аминь" с поклоном буквально в середине предложения, перед придаточным.
** Или же та дискуссия велась в контексте литургического ритуала отличного от современного?**
Дискуссия велась именно вокруг ритуала - нужен ли поклон в этом месте или нет.
Отсюда и название "ереси" (если преложение только предстоит после эпиклезы, значит, эти заимствованные от латинян поклоны происходят перед веществом хлеба и вина).
Reply
Reply
Leave a comment