Марк пишет (
1:9-11), что когда Иисус приходит к Иоанну, небо, закрывшееся с исчезновением пророков, вновь открывается (см. также
у Ианнуария), чем хочет сказать, что тот, кого все ждали, наконец приходит. И приходит именно в лице Иисуса. Небо открылось и значит, что Иисус и есть Ожидаемый.
Погружение Иисуса в воду, в смысле духовном, означает его путь в изначальное «ничто». Вода символизирует то, что было прежде всякой смерти, прежде всякой жизни. Но именно из этого «ничто» (
Быт.1:1-2,
Ин.1:1,
Откр. 21:5) и только из него возможно и рождение всякой жизни. Вообще, всякое рождение, всякое творение и всякое новое.
Иисус как бы уходит в «нулевую» точку. Говоря сегодняшним языком, в момент как бы до
Большого взрыва. В момент, из которого только и можно действительно родиться, в момент начала всех начал. Но Иисус здесь не один. Он плоть от плоти всех людей. И потому с ним в «нулевую» точку буквально и не образно входит и всё человечество, как целое. А после, каждый, кто крестился лично, и каждая семья, и каждая церковь, и каждый народ - тоже входит в эту речку точку. Чтобы родиться, чтобы принять участие в творении, чтобы быть частью новой жизни. Жизни с правдой и вне упрёка.
Иисус входит в «ничто» до начала мира и выходит в новое творение, открывая путь и человечеству, и каждому, кто пожелает за ним пройти. Или, если сказать иначе, в новую и праведную жизнь входит и человечество. В Его Крещении человечество оставляет этот запутавшийся мир, переходит в точку начала и рождается из неё обратно в мир, в жизнь. Но в жизнь новую, какая и должна бы быть от начала. Но потому, для такого рождения в то начало и требуется войти. Такова символика, архетипика, или, если хотите, духовный смысл воды.
Только с Небом человечество ещё способно вмещать изначальные смыслы, «быть с Небом». Смысл знания о Крещении в том, что есть Жизнь, а не только
житие. И в том, как в ту Жизнь войти. Выйти из обыденности, из жития в «нулевую» точку, где ничего ещё нет, и соучаствовать в творении. Смысл воспоминания о Крещении - где ты хочешь быть и для чего. Однажды ты (в своём крещении) туда уже ходил. И небо слышал. И вот в эти дни ты вспоминаешь, куда позван, в качестве кого призван, и почему оно «едино». И ты не можешь не оставить злое. Не можешь не дышать свободно. Не можешь быть вне радости, покоя, мира. Ты видишь Небо. И оно всегда с тобой, даже если отвернёшься. Всегда, потому что вы вместе были у начала. В том «ничто», где только ты, оно и дух (
Ин. 3:5).
И даже если жизнь прижмёт и ты уже не сможешь верить, ты будешь помнить и не веря даже. Память, иной раз, бывает больше веры. Будешь помнить, как загорались в небе звёзды. Как были рядом человек и Бог.
Впрочем, так видит богословие для тех, кто верит. А кто не верит, здесь просто справка о символике воды. :-)
---
А о «водичках» см.
Крещенская и Богоявленская (2014 г.)
Оригинал статьи