Милый такой психологический анализ сложностей религиозной жизни. И во многом, пожалуй, даже очень точный. Только вот вопросов жизни духовной он не касается никак. А если посмотреть?[(взглянуть)]По (1) и (2). Не «люди приходят в церковь с неоправданными ожиданиями...», и не «церковная среда их травмирует...», но приходят в поломанную субкультуру, а ничто поломанное и нездоровое ничего кроме травм дать и не может. Вопросы жизни духовной - вопросы культуры, а не про хороший или плохой приход.
По (3) и (4). Не «начинают абсолютизировать догматы и ритуалы...», но начинают о себе много думать. Нельзя абсолютизировать, чего не знаешь. Духовность предполагает узнавание важного для жизни. Не «срабатывают обесценивание и рационализация», но не вполне понимают, куда пришли. Святость и без понимания случается, осознание же своего пути и разумное движение по нему как-то не всегда :-)
По (5) и (6). Не «посмотрев на догматику критически, замечают уйму нестыковок...», и не «придут к зрелости и осмыслят без истерик...», но не познакомившись с самой верой, не знакомятся, конечно, и с её догматикой, а если «придут в зрелость», то осмыслят сперва самих себя, а с тем услышат уже и Иное. А иначе так и не найдут себя ни в первом месте, ни во втором.
Психология не затрагивает духовного. Она рассматривает механизмы, примерно одинаковые, что у человека, что у муравья. Психологический анализ плох одним - пути за ним не видно. Где ты, куда и как стремиться. Духовное, оно - всегда про жизнь.
Чуть о духовном Первый вопрос о духовном - «Адам, ты где?» (Быт. 3:9). На этот вопрос не ответить, пока человек не найдёт себя. Не в смысле что посмотрит, ах, что ж у меня там «в глубинах»? Но - что тебе своё, самое родное. Духовное всегда особо, штучно, каждому не так же, как другому. Психология занимается лишь общим. Да и по личной жизни - не «берёт».
Духовное приходит, как захочет, и когда захочет (Ин.3:8). Но его не слышно, когда человек нагородил себе кучу мнений, «богатство» духа. Весь этот ОБВМ (*), который так ценит в себе человек, мешает слышать, что и правда нужно. Его бы, всё это глупое «богатство» - выкинуть и обнулить, перестать бы держаться. «Блаженны нищие...» (*) - как раз про то.
Когда же человек приходит в церковь, и приходит неудачно, он хоть и выбрасывает часть ОБВМ-а, но, вместо веры, закладывает в себя другое, тоже глупое. И спасения не происходит. На место изгнанного беса приходит ещё худший бес (Мф.12:43). Но если при том человек ещё не окончательно попался, то, сколько может, сознаёт задачу и, как умеет, пробует решить. Или откидывает новое «духовное», с чем и был вначале. Или просто снова вопрошает: кто я и где я? где то, ради чего всё лишь и нужно? как его расслышать и как не потерять?
Путь. Но от начала было сказано, от слышания вера (Рим.10:17). То есть чтобы путь, дух, свет сыскать - нужно слушать, и, при том, расслышать. Для этого, ещё раз, нужно выбросить «духовное». Выбросить свои глупые мнения, ложные предпочтения и прочее пустое. Тогда ты и начнёшь чуть различать.
Но от чего же так бывает в церкви, неужели же за столько лет не разобрались? Разобраться - разобрались. Но невнимательность к накопленному опыту, нежелание слышать и неумение слушать - те «бесы», от каких и надо бы бежать. :-)
Уже ж сначала сказано: «приблизилось, покайтесь» (Мф.4:17).. То есть обратитесь, выкиньте всё лишнее. И средства от начала предлагались. Уверуйте, то есть услышьте Небо. Креститесь, то есть не оставьте всё как есть (Мк.16:16 и Рим.6:5). А дальше - пребывайте в слове. И Он не оставит, но поможет. (Мф 28:20). Казалось бы, чего ещё? Всё ж дали. Но нет, всё хочется хоть как, но по другому. А потом печальки. Что да куда, да мы не, как...
Чуть о жизни :-) Как живёт человек? Усваивает культуру, в какой ему пришлось родиться. Язык, обычаи, понятия, умения. Среди того и навыки «духовного». Тут много значит, окружение, семья.
В житейских ситуациях человек принимает решения. Вот, скажем, он идёт со школы с двойкой. Признаться или спрятаться, по правде иль с обманом? Всё тот же, ведь, вопрос: ты где? ау, ты где? И выбирает, спрятаться или не обманывать. И с каждым ложным выбором закрывает для себя возможность жить в доверии. Плотней, плотней. И тише уже то «ты где?». Ну, или и не прячется. Тогда чуть веселей.
А позже он полюбит девочку. И снова, жить в любви или её использовать? А позже, уже вырастив детей, и понимая, что те выросли, опять стоит вопрос, любя их отпустить, или пилить, уже и взрослых поучать. Открыться, верить, или самодурствовать. Опять, расслышать что-то свыше, или, опять, не услыхать?
Или, что ещё наделает человек ужасного, или вдруг придёт какое горе, беда, болезнь. И каждый раз снова перед выбором: принять, простить, любить, искать дорогу дальше; или же ходить путем неверным и неправедным (с). То есть ломать других и самому себе ломать.
И вот однажды, вволю нагулявшись, но смутно чувствуя, что что-то тут не так, спешит он к церкви. Предварительно наслышавшись: там знают, там помогут. А может, просто возле Неба постоять...
Чуть о церкви А есть ли в церкви нужных инструментов? Есть. И даже их немало. Да только пользоваться, ведь, ещё умеючи бы нужно. А не всегда, есть рядом тот, кто может это подсказать и показать:-).
Есть исповедь. Не путать с покаянием. На ней учиться можно думать (о духовном). Вопрос всё тот же: где же ты? где ты? И если правильно ходить на исповедь, то может выйти всё не так уж плохо. И жизнь расправится. Но только если правильно ходить. Когда вопрос не в том, где грех. Но как же жить.
Есть таинство крещения. Здесь можно отложиться старой жизни, и обратиться к новой. Ведь смысл не только в том, чтобы оставить прежнее. Но также в том, что дальше, с чем ты будешь. И если правильно пройти крещение, тоже может выйти всё не так уж плохо. И тоже жизнь расправится. Когда вопрос не в том, где встать, как поклониться. Но в том, что ты уже нашел своё святое. И вот ты вместе с ним теперь и хочешь жить.
Есть «службы». Вечером, где поминаются святые. Утром, где читают Марка и Матфея. И дальше, утром же, где вспоминается уже, без всяких книжек, как жил, чему учил Тот Человек. Но всё это, опять, полезно, только если делать правильно. Не где, чего поют, кто входит и выходит. Но набираясь опыта и духа чистой жизни. Тогда её ты и услышишь, жизнь :-)
И вне прихода. Жизнь везде всё та же. Где грусть, где радость, где надежды, где печаль. И если слушать их, то можно слышать Небо. Он, Бог не только же Бог церкви, но и улиц, и дворов, и школ, и города и поля. Везде живое есть, когда в тебе самом живое. А его есть в тебе всегда хоть чуть. Пожалуйста, поверь :-)