Понравиться или умереть.

Dec 01, 2015 00:43

Недавно меня крайне заинтересовала тема благотворительности. Довелось повстречать на просторах ЖЖ женщину, которая, помимо проблем со здоровьем и с финансами остро переживала молчание Бога.

Процитирую немного:
"пока страдания были терпимыми, переносимыми, хватало внутренних ресурсов не зацикливаться на здоровье и материальных проблемах, я старалась больше сосредоточиться на духовном и так отчаянно не взывала о помощи, а следовательно - не ощущалось так остро равнодушие, бездействие Бога. Одно дело, когда просто очень тяжелое материальное положение, когда ты во всем себе отказываешь и живешь впроголодь. Другое - когда отсутствие средств к существованию буквально ставит тебя и твоих близких на грань жизни и смерти. Одно дело, когда мама тебя погулять не отпускает и заставляет уроки делать, другое - когда ты корчишься с острой болью в животе, а мама к тебе даже не подходит, не говоря уж о том, чтобы скорую вызвать. Пока страдания были переносимыми, я могла смириться, удовольствоваться ответом типа "патамушта", даже найти в страданиях какой-то смысл. Но теперь я полностью выпотрошена, уничтожена, и все, что со мной происходит, не приближает меня к Богу, а отдаляет от Него. Зачем, почему, какой в этом смысл? И если Иисус действительно так близок нам, как учит Церковь, а не бесконечно трансцендентен, то в таком отчаянном положении хотелось бы хоть каких-нибудь ответов, хоть какого-то Его присутствия в моей жизни. Поэтому проблема молчания Бога вылезла на передний план......"
Вот ещё кусочек:
Хотела снова попросить ваших молитв, но вот даже не знаю, о чем тут можно молиться...
О том, чтобы нашлись деньги? Но "найтись" им негде, а с неба они не свалятся. Чтобы папа за пару дней внезапно полностью выздоровел? Но такого не бывает. Чтобы мне не впасть в отчаяние? Но как не отчаиваться, когда нет ни сил, ни денег, а помощи ждать неоткуда? Разве что о том, чтобы мне самой не умереть без моих лекарств...
В общем, просто помолитесь, пожалуйста, о нас - кто как может".

Списавшись с этой женщиной и выяснив, что острая материальная нужда сейчас порядка 40 тысяч рублей, я 10 ноября сего года обратился к своим френдам в ЖЖ с просьбой скинуться всем миром, назвав свой пост "Помочь Богу", наивно рассчитывая, что уж эту финансовую проблему мы сможем быстро решить. Однако не тут то было.

Во-первых, никто не спросил имени этой женщины, чтобы помянуть в своих молитвах. Это стало для меня настоящим откровением.
Вовторых, отликов было  мало. Зато крайне примечательные.

"Самонадеянная и прегордая "помощь" другому со стороны человека, не верящего по-настоящему (не на словах, а действенной верой) в Бога и не отрекшегося от мира (не в смысле ухода в монастырь, а в смысле понимания того, что наша "обычная жизнь" -- это только прелюдия к вечному аду), обернется против самого самозванного благодетеля. Или даже Бог позволит этой помощи быть эффективной, но позволит в сердце благотворителя такой гордости разгореться ("несмь, яко прочие человеки"), что лучше не надо!

Как из этого тупика выбраться? По моему убогому мнению, "добрые дела" необходимо делать из Церкви. Традиционный православный путь -- послушание, когда духовник за тебя определяет, кому, чем и в каком объеме ты будешь помогать, когда помощь вообще нужно прекратить и т.п. Но послушание тогда должно все стороны жизни охватывать, вплоть до выбора супруги/супруга. А кто же сейчас на такое пойдет? Да и то: а если духовник окажется злым, жестоким и глупым? Копают в более давние времена, когда, вероятно, вся община в целом на общем каком-нибудь собрании распределяла тяготу добрых дел между своими членами. Но восстановить такую первохристианскую жизнь еще невозможнее, чем обеспечить каждого качественным авторитарным духовником (по-французски духовник, кстати, называется directeur de conscience, т.е. руководитель совести, что и правильно, потому что честно и недвусмысленно).

Что ж, значит, надо ограничиться тогда делами суеты и тщеславия, жалкими, тщательно выверенными подачками нищим с барского стола...."

"Если б я какие-то публичные обращения по этому поводу составлял, то написал бы примерно так: вот вы все пьете пивко и делаете сотни других необязательных трат, в то время как у других нет и необходимейшего. То, что вы равнодушно мимо этого проходите, дескать, а что мы можем сделать (ничего, кто спорит, но разве в этом суть?), доказывает вашу непригодность для Царствия Небесного. Если же вы жертвуете, но с тем расчетом, чтобы ваши планы (на летний отдых и т.п.) не пострадали, то это лукавство еще худшее, честнее уж тогда вовсе ничего не давать. Так что жертвуйте по-настоящему, чтобы это было жертвой и стеснением для вас, тогда, может быть, убавят вам на том свете пламя под сковородкой на полградуса."

Я задумался. Благовторительность как жертва... Если с этим выходить в народ, то, как мне подумалось, есть риск вообще не получить ни гроша.  На всякий случай спросил у френдов, что им мешает поучаствовать в судьбе этой женщины. И френды ответили.

У нас по телевидению (5ый канал) каждый четверг проводится благотворительная акция в пользу того или иного больного ребенка. Собираются огромные суммы. Я часто перевожу денежку, всегда, когда за душу берет. В этом твоем посте совершенно ничего не "торкает". Какой-то абстрактный человек, которого ты сам не видел. Может он наркоман. Я лучше своей сестре помогу, которая тоже нуждается.
И уж помогаю я не ради спасения своей души, а потому что мне человека становится жалко.
Извини.

Вот ещё:
Ничего не мешает из перечисленного тобой.
Просто есть некое количество людей, которым в реале нужна моя помощь, сколько могу - помогаю. Из своих не самых больших запасов.
Чтобы в Сети собрать денег среди френдов, надо чтобы эти френды узнали, кому перечисляют деньги. Чтобы у них возник интерес, эмпатия.
А так, по опыту - в Сети я вижу сотни просьб о помощи. И люди стараются, рассказывают про тех, кому нужна помощь.
И если раньше сердце у меня рвалось на каждом таком крике о помощи. То сейчас - вот реально что-то торкнуть должно - нужно помочь.

И ещё:
Мешает 1) недоверие - лично я не знаю ни этого человека, ни тех, кто о нём пишет, это может быть уткой, а может и не быть - я могу принять решение верить и просто помогать - переводить деньги, например, вне зависимости от - но в целом это сильно снижает готовность реально вкладываться и из недоверия проистекает равнодушие;

и 2) мешает уверенность, что твой вклад будет результативным. Эмоциональное выгорание происходит, когда ты вкладываешься на энтузиазме, а все уходит в черную дыру.

3) Конечно же деятельности "оф-лайн" мешает то, что надо выбирать, выдирать время из своей семьи, из своей работы, из своей жизни - отказываться от решения собственных проблем ради чужих. Это просто время, вот время и всё. Воремя и усилия. Да, предпочтительнее потратить на своих, чем на неизвестных, с неизвестным результатом, и с перспективой того самого выгорания - как посмотришь на это всё вблизи, так сядешь в уголочек и удавиться хочется.

Это к вопросу - а что мешает в реальности. Если эти момент проработать и организовывать информационные кампании с их учетом, возможно, помогающих станет больше.

И ещё:
собирать самому - вот в чем главная ошибка
нужно выходить на более крутых перцев
у которых десятки тысяч просмотров
возможно тогда соберется небольшая сумма
в противном случае она грозит быть ничтожной

кстати Вам тут правильно написали - вполне возможно у Вас не получилось мотивировать людей на помощь
поскольку нет душещипательной истории

И я вдруг понял: нуждающийся в помощи человек должен обязательно  вызвать жалость у потенциального благотворителя. Или понравиться. Или умереть. В любом случае благотворитель всегда прав.

Между тем желание помочь этой конкретной  женщине изъявили на данный момент из моих френдов восемь человек. Из них не меньше  половины атеистов и агностиков, как они сами себя называют. История продолжается. Приглашаю к участию в ней.
Подробности истории можно прочитать в моем журнале.

милосердие

Previous post Next post
Up