Красота армянских храмов в Москве в деталях

Apr 25, 2015 12:44

Оригинал взят у k_markarian в Красота армянских храмов в Москве в деталях...


Сегодня покажу армянские храмы, построенные в Москве, вблизи. Великолепные барельефы и фрески с изображениями исторических персонажей, необыкновенные хачкары, внешнее и внутреннее убранство кафедрального собора Преображения Господня и церкви-часовни Сурб-Хач (Святого Креста).

Из пояснений к снимкам можно будет узнать некоторые факты из истории Армении. А на заглавной фотографии - центральный вход в кафедральный собор (с западной части), ставший главным объектом армянского храмового комплекса в Москве на Олимпийском проспекте. Как я уже писал, это - самый высокий армянский храм в мире. С крестом его высота составляет 58 метров...


1.


диаметр купола собора равен 21 метру. В туфе розовато-красных оттенков, которым облицован храм Преображения Господня, по всему кругу вырезаны 72 креста - по числу младших учеников Христа. А главный крест, весящий более 2 тонн и высотой 7 метров, изготовили в Туле. Колокола для колокольни, венчающей главный портал, отлили в Воронеже.

2.


центральный вход в храмовый комплекс с улицы Трифоновской. Длина кафедрального собора - 40 м, а ширина - 35 м. Как отмечал архитектор Артак Гулян, несмотря на то что в Армении на протяжении столетий строят одноглавые церкви, собор в Москве - пятиглавый. Таким образом он органично вписывается в облик Москвы и ее храмов...

3.


архитектор Артак, который известен своими замечательными соборами и библиотеками, построенными в Армении, на фото со своим сыном...

4.


а это - автор барельефов Ашот Адамян, работавший над многочисленными образами из истории Армении, даже в сильные морозы...

5.


Посмотрим на северную часть храма, зайдя с Трифоновской улицы. Вот сидит с раскрытой книгой зачинатель армянской историографии св. МовсЕс ХоренацИ (5 век).

Далее - со своими учениками св. МесрОп МаштОц, родившийся еще в 4 веке и давший Армении ее 36-буквенный алфавит в 406 году. Создавая алфавит, Маштоц использовал греческую, среднеперсидскую, эфиопскую и некоторые другие системы письма. В ученом мире считается, что он создал также грузинский и албанский алфавиты...

И наконец стоит с раскрытой книгой католикос всех армян св. Саак ПартЕв (4-5 века) - 10-й армянский католикос, с деятельностью которого связано начало перевода Библии на армянский язык. Он - автор многих молитвенных проповедей-песнопений и праздничных духовных гимнов на евангельские сюжеты. По некоторым данным, его род восходит к св. Григорию Просветителю - первому армянскому католикосу, при котором Армения в 301 году приняла Христианство...

6.


Обратите внимание на многочисленные хачкары (крест-камни) на стенах храма. Они не встроены, как это обычно делается, в стены церкви, а высечены прямо на ее фасаде. Прежде на стенах, по традиции, высекали лишь другие, более мелкие, узоры, которые мы видим и здесь: лозы с виноградом, гранаты, листья и цветущие жизнетворящие кресты...

7.


следующие барельефы на той же, северной части, храма. Слева-направо: св. Григор НарекацИ (951 - 1003гг.) - армянский поэт, философ, монах, мистик и богослов, представитель раннеармянского Возрождения. Его лирико-мистическая поэма «Книга скорбных песнопений» переведена на многие языки, впервые напечатана в 1673 году в Марселе, распространяясь прежде в рукописных списках. Самый ранний из сохранившихся списков датируется 12 веком.

В 1985 году на стихи Нарекаци в переводе Наума Гребнева композитор Альфред Шнитке написал «Концерт для смешанного хора в четырех частях» . В 1988 году вышел первый полный перевод на русский «Книги скорбных песнопений» в издательстве «Наука».

Далее на барельефах - св.НерсЕс ШноралИ (Благодатный), изображен стоя с крестом и сидя. Армянский католикос (1098-1173 - годы жизни), поэт, музыкальный теоретик, композитор, философ, богослов и летописец.

правее - св. Григор ТатевацИ (1346-1409) - армянский философ, один из самых просвещенных людей средневековья, виднейший ученый, богослов и педагог, ректор Татевского университета в одноименном монастыре...

8.


Благовещение... Св.Богородица (барельеф на левой части главного портала храма)

9.


вход в церковь слева от главного портала с изображением над дверями св. Георгия Победоносца.

10.


А над входом справа от главных дверей также высечен в камне всадник - св. Саркис- полководец (4 век), который вместе со своим сыном МартирОсом и четырнадцатью воинами погиб во имя христианской веры. По распоряжению нынешнего католикоса всех армян Гарегина II, праздник cв. полководца Саркиса провозглашен Днем благословения молодых или армянским Днем влюбленных. Он отмечается в одно из воскресений в конце января или начале февраля.

11.


и просто взгляд вверх...

12.


общий вид храмового комплекса от ворот на Трифоновской улице. Подчеркну, что все здания облицованы туфом разных оттенков, под ногами - гранит и мрамор

13.


справа от главного входа - резиденция католикоса всех армян и главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви. К резиденции примыкает административное здание епархии:
14.


15.


гимназия имени Саргиса и Амалии Карапетян. Слева - малая церковь Сурб-Хач (Святого Креста). В нее мы и отправимся:
16.


17.


дверь в церковь сама по себе является произведением искусства...

18.


алтарь с Богородицей и младенцем и фреской "Тайная вечеря" над ним...
19.


20.


слева на стене - фреска, изображающая крещение Христа... Под ней купель...

21.


справа у стены металлические емкости с песком, в которые ставят свечи...

22.


и вот такая люстра с необычным куполом, часть которого из стекла...

23.


Сурб-Хач и кафедральный собор Преображения Господня

24.


а так выглядит центральная часть главного портала кафедрального собора. Прямо над входом в храм лик Христа с надписью: "Я есмь дверь, кто войдет Мною, тот спасется...". Слева - наконечник копья Лонгина, которое хранится в Святом Эчмиадзине. Справа - длань св. Григория Просветителя.

25.


на правой части главного портала - Богородица с младенцем

26.


далее на южном (правом) приделе храма - лики святой РипсимЭ и дев-рипсимианок, возносящих молитвы Христу. 40 дев-христианок, пришедших в языческую Армению проповедовать, после отказа РипсимЭ стать женой царя Трдата III были побиты камнями. Спаслась только св. Нина (Нино), будущая крестительница Грузии. А сам царь впал в безумство. Его исцелил проповедник Григорий Просветитель, крестивший затем царя. Уверовав в силу христианства, Трдат провозгласил его в 301 году государственной религией Армении...

27.


Чуть правее на фасаде собора можно видеть и изображение св. ЕгишЕ, историка и очевидца героического сражения 451 года при селе АварАйр. 26 мая против регулярной 230-тысячной персидской армии, включавшей элитный полк «Бессмертных» и боевых слонов, выступило армянское войско численностью в 66 тысяч. Большую часть войска составляло народное ополчение, в том числе женщины, монахи, старики. Они нанесли такой урон персам, что те вынуждены были уйти в свои пределы, отказавшись от требования к Армении перейти в зороастризм...

28.


композицию продолжают орлы с нимбами, символизирующие армянских воинов, павших за Родину, Церковь и Веру. Над ними лик Христа, и слева высечены слова: "За веру", "За Родину"...

29.


завершает композицию лик армянского полководца с щитом и мечом св. Вардана Мамиконяна, павшего смертью храбрых в битве с персами. Религиозно-национальная борьба армян за веру в 5 веке и освобождение от владычества Персии названа его именем - Вардананк. И Аварайрскую битву часто называют Вардананц.

30.


а это - святые Иоанн и Марк. На фасадах собора есть и другие общеизвестные лики святых. Например, еще Матфея и Луки, как и апостолов Фаддея и Варфоломея, проповедовавших и распространявших христианство в Армении...

31.


На стенах храма 16 композиций из хачкаров - по имени святых, которыми названы краеугольные камни церкви. Такие хачкары, высеченные прямо в стенах, применены в армянской архитектуре впервые...
32.


33.


давайте заглянем в сам собор, в котором могут поместиться единовременно 1000-1200 человек.

34.


с высоты 50-метрового центрального купола на нас взирает и благословляет Христос...

35.


обретение письмен - святые Месроп Маштоц и Саак Партев

36.


прародитель человечества Ной спускается с горы Арарат...

37.


на втором этаже главного портала размещаются певчие. Напротив, на возвышении - алтарь:
38.


39.


40.


в левой части алтаря хачкар из белого мрамора на фоне облицованных красным мрамором стен выделяется особо... Далее покажу фрески (по мотивам известных библейских сюжетов), украшающие изнутри ниши и стены храма:

41.


42.


43.


44.


45.


выходим из храма. Со стороны Олимпийского проспекта рядом с ним установлен такой вот редкий хачкар из красного и черного туфа...

46.


с тыльной, восточной стороны храма, как и с главной, ко всем нам с любовью обращается Христос... Скульптура такой величины создана в истории Армянской церкви впервые.

А репортаж об историческом событии - открытии храмового комплекса можно прочитать и посмотреть здесь: В Москве освящен самый высокий армянский храм в мире...

И всех своих армянских друзей хочу поздравить с Днем независимости Армении, а православных друзей - с Рождеством Пресвятой Богородицы! Оба праздника отмечаются сегодня.

дохалкидонские церкви, храмы и обители

Previous post Next post
Up