О Чаше на Преждеосвященной

Feb 25, 2015 20:26

Надеюсь, все знают, что, согласно византийскому литургическому преданию, Преждеосвященная служится ради освящения вина в Чаше. То есть, согласно представлениям Древней Церкви, а также современных православных церквей греческой традиции, после погружения туда частицы Агнца, в Чаше уже не вино, а Кровь Христова (если кто не знает, можно погуглить на ( Read more... )

Leave a comment

constriktor February 27 2015, 08:04:51 UTC
А вот интересно: зачем освящать вино, если Св. Агнец уже напоен Св. Кровью при заготовлении (или наоборот: зачем при заготовлении Агнца напоять его Кровью, если он будет опущен в Чашу для освящения вина)?

Reply

thomas_cranmer February 27 2015, 08:53:24 UTC
Напоять - затем, что преждеосвященные дары изначально предназначались не только для литургии, но и для причащения больных. А причащаться под одним видом на Востоке было как-то не принято.

Тут надо отметить, что в целом преждеосвященная литургия - это, конечно, анахронизм, утративший большую часть своего смысла.

Reply

desna_city March 1 2015, 11:58:43 UTC
у нее есть отличный и актуальный смысл - это возможность причаститься вечером, если служить ее в урочное время (а в столице кое-где таки служат). Для работающих людей - очень большой плюс.

Reply

thomas_cranmer March 2 2015, 20:57:48 UTC
А зачем для этого преждеосвященная нужна? Даже наш устав знает множество случаев, когда вечером служится полная литургия - Василия или Златоуста. В ПЦА вечерние литургии распространены и в обход устава - так удобно, если все прихожане работают. Преждеосвященная не короче обычной обедни, не красивее, не символичнее. Это ж чистой воды рудимент.

Reply

dr_anatoli March 3 2015, 11:39:31 UTC
Великим постом Ехаристия в будний день не совершается, поэтому и возникла литургия преждеосвященных. Она пропитана постным духом и гармонично вписана в весь строй богослужений четыредесятницы. Называть ее атавизмом - тоже самое, что называть атавизмом канон Андрея Критского или 12 Евангелий Великого четверга. Если же Вас интересует историческое и богословское обоснование ее необходимости, загляните в книгу "Великий пост" А.Шмемана.

Reply

thomas_cranmer March 3 2015, 13:55:53 UTC
Шмемана я, конечно, читал. Но его мнения я не разделяю. Смысл преждеосвященной (как и вообще смысл постового богослужения) ощущается лишь если ходить в церковь каждый день. Тогда - да. Вот сб и вс с их полными литургиями, а вот типа будни. Но по факт в церковь каждый день не ходят ни попы, ни миряне. Я за всю жизнь был на преждеосвященной раза 3 или 4, наверно. Служили как-то на 40 мучеников - ну и что? В храме 10 человек было, при том, что в ближайшее вс пришло 250. Если увязывать преждеосвященную с постом (что правильно, в принципе), то надо ее служить как минимум по субботам вечером. Тогда, глядишь, хоть кто-то на нее сходит ( ... )

Reply

ustavschik March 4 2015, 11:06:50 UTC
затем, что преждеосвященные дары изначально предназначались не только для литургии, но и для причащения больных
Совершенно не так. Запáсные Дары для больных заготавливались всегда отдельно, на Преждеосвященной никогда не использовались (более того, есть рукописи, где это прямо запрещается) и вот они-то как раз напоялись Кровью -- и именно потому не могли быть использованы для ЛПД. Потому что Агнец для ЛПД Кровью не напоялся -- напоять Его Кровью (или, паче того, погружать, как сейчас принято в РПЦ) -- весьма позднее нововведение. Исторически в Византии Агнец для ЛПД полагался в ковчег или вовсе не соприкоснувшийся с Кровью, или на него наносились буквально несколько капель (так предписывается в современном Служебнике РПЦ).

преждеосвященная литургия - это, конечно, анахронизм, утративший большую часть своего смысла
Смотря какой смысл в нее вкладывать :) Как по мне, так все вполне логично и со смыслом. Правда, в нашей современной практике этот смысл не всегда виден :(

Reply


Leave a comment

Up