«Церковь 2011: Необходимость нового начала»
Меморандум профессоров богословия о кризисе в Католической церкви.
04. 02.2011.
Больше года прошло с тех пор, как случаи сексуальных домогательств со стороны священников и монахов по отношению к детям и подросткам в Берлинском Коллегиуме им. Канизиуса стали достоянием общественности. Год, последовавший за этим, вверг католическую церковь в Германии в невиданный прежде кризис. Картина, вырисовывающаяся сегодня, до крайности противоречива: многое было сделано, чтобы отдать должное жертвам, восстановить справедливость и выявить причины сексуальных домогательств, замалчивания и двойной морали в рядах самой Церкви. Многие ответственные христианки и христиане, внутри церковной иерархии и за ее пределами, пережив первоначальный ужас, пришли к осознанию необходимости радикальных реформ. Призыв к открытому диалогу о структурах власти и коммуникации, о формах церковного служения и разделении ответственности среди верующих, о морали и сексуальности пробудил большие ожидания, но также и опасения: а что, если этот, возможно, последний шанс выйти из состояния равнодушного оцепенения будет упущен, если верх возьмет стремление переждать или приуменьшить кризис? Буря открытого диалога, без всяких ограничений, не всем по вкусу, особенно когда [в Германию] предстоит визит Папы. Но альтернатива еще хуже: «кладбищенский покой», когда все надежды угасли.
Глубокий кризис нашей церкви требует от нас обратиться и к тем проблемам, которые на первый взгляд не имеют прямого отношения к сексуальным скандалам и их замалчиванию, длившемуся десятилетиями. Мы, профессора теологии, женщины и мужчины, не можем больше молчать. Мы видим свою ответственность в том, чтобы способствовать началу подлинного обновления: 2011 год должен стать годом нового начала для Церкви. В прошлом году Католическую церковь покинуло больше христиан, чем когда бы то ни было прежде: они официально выписались из приходских книг, или же просто стали рассматривать свою духовную жизнь как сугубо частное дело, чтобы уберечь ее от церкви как института. Церковь должна прочесть эти знамения и сама освободиться от закосневших структур, чтобы снова обрести импульс к жизни и вернуть утраченное доверие.
Однако обновить церковные структуры удастся лишь тогда, когда исчезнет боязливая самоизоляция от общества, когда у церкви появится достаточно смелости для самокритики и готовность принять критику - в том числе извне. Это один из уроков прошлого года: к решению проблем, связанных с сексуальными скандалами, никогда бы не приступили столь решительно, если бы не критика со стороны общественности. Только через открытый диалог церковь сможет вернуть доверие к себе. Ей стоит доверять только тогда, когда ее самовосприятие и ее образ в глазах внешних наблюдателей перестанут расходиться на 100 процентов. Мы видим готовность к обновлению и диалогу, которую в последние месяцы некоторые епископы проявили в своих выступлениях, проповедях и интервью, и мы хотим пойти дальше.
Церковь существует не ради себя самой. Миссия церкви - возвещать людям любящего Господа-освободителя, Иисуса Христа. Это возможно только, если она сама - достоверный свидетель и одновременно то место, где воплощается благая весть Евангелий. Ее слова и поступки, ее правила и структуры, все ее взаимодействие с людьми внутри церкви и за ее пределами должно быть подчинено требованию признавать свободу человека как Божьего творения и давать опору этой свободе. Безусловное почтение к каждой личности, уважение свободы совести, верность закону и справедливости, солидарность с бедными и угнетенными - все это основные богословские принципы, порождаемые теми обязательствами, которые церковь несет перед Евангелием. Через них любовь к Богу и ближнему приобретает конкретный характер.
Стремление руководствоваться в своих поступках библейской вестью о свободе подразумевает дифференцированный подход к современному обществу. Это общество во многих отношениях опередило церковь, особенно что касается уважения к личной свободе, зрелости и ответственности каждого отдельного человека. Церкви здесь есть чему поучиться, как указал уже Второй Ватиканский Собор. С другой стороны, критика этого общества с точки зрения Евангелия необходима: особенно когда людей начинают судить только по их достижениям, когда исчезает взаимная солидарность или когда пренебрегают достоинством человека.
Но так или иначе, важно то, что евангельская весть о свободе - это критерий возможности доверять церкви, ее деятельности и той социальной структуре, в которую она облекается. Конкретные вызовы, стоящие сегодня перед церковью, отнюдь не новы. И тем не менее мы не видим никаких признаков реформ, ориентированных на будущее. Поэтому необходимо вести открытый, публичный диалог по следующим направлениям:
1. Структуры совместного участия. Участие верующих мирян во всех областях церковной жизни - пробный камень достоверности реализации евангельской вести о свободе. Согласно древней правовой максиме «Что касается всех, должно решаться всеми», необходимо создать новые совещательные структуры на всех уровнях церкви. Верующие должны принимать участие в назначении важных должностных лиц (епископ, приходской священник). Все, что может быть решено на местах, должно быть решено на местах. Решения должны быть прозрачными.
2. Приходская община. Христианские общины - это места, где люди обмениваются духовными и материальными богатствами. Однако сегодня приходские общины приходят в упадок. В результате нехватки священников возникают все более крупные административные единицы - «приходы размера XXL», в которых довольно сложно испытать чувство добрососедства и родства. От исторических традиций и социальных связей, складывавшихся на протяжении длительного времени, приходится отказываться. Священники перегружены и быстро «выгорают». Верные остаются в стороне, поскольку им не доверяют ответственность и не допускают участвовать в более демократических структурах приходского управления. Но это церковная иерархия должна служить общине, а не наоборот. В церкви нужны, кроме того, женатые священники и женщины, несущие священное служение.
3. Правовая культура. Признание за каждым человеком личного достоинства и свободы проявляется прежде всего в справедливом разрешении конфликтов на основании взаимного уважения. Каноническое право только тогда заслуживает свое название, когда верные действительно могут воспользоваться своими правами. Правовая защита и правовая культура в церкви срочно требуют усовершенствования; первый шаг в этом направлении - создание церковно-административной судебной системы.
4. Свобода совести. Уважение к совести каждого человека означает доверие к его способности принимать решения и нести ответственность. Задача церкви - поддерживать эту способность; но здесь нет места патернализму. Особенно важно помнить об этом, когда дело касается принятия личных решений и образа жизни каждого конкретного человека. Почтение церкви к браку и безбрачию подразумевается само собой. Но это не значит, что люди, которые со всей ответственностью живут в любви, верности и взаимной заботе - в однополом партнерстве или во втором браке - могут быть церковью отвергнуты.
5. Примирение. Солидарность с «грешниками» предполагает, что мы всерьез принимаем грех в своих собственных рядах. Самоуверенный нравственный ригоризм не подходит церкви. Церковь не может проповедовать примирение с Богом, если она сама не проявляет готовности примириться с теми, кому она причинила зло - совершив насилие, несправедливость или превратив библейскую весть о свободе в дидактические нравоучения, лишенные милосердия.
6. Богослужение. Литургия живет в активном участии всех верных. Новый опыт и современные способы выражения должны находить в ней место. Богослужение не может закосневать в традиционализме. Культурное многообразие обогащает литургическую жизнь и никак не вяжется с тенденциями к централизированному единству форм. Только когда служение вере учитывает конкретную ситуацию, послание церкви достигает людей.
Диалог, который уже начался в церкви, сможет освободить нас и вывести на новый путь лишь тогда, когда все участники окажутся готовы отвечать на назревшие вопросы. Решения, которые избавят церковь от ее парализующей занятости самой собой, следует искать в свободном и честном обмене аргументами. Прошлогодняя буря не может смириться затишьем! В сложившейся ситуации это будет могильная тишина. Страх всегда плохо помогал в эпоху кризиса. Евангелие призывает христианок и христиан с отвагой смотреть в будущее и идти по воде, как Петр по слову Иисуса: «Что вы так боязливы, маловерные?»
Перевод меморандума
отсюда. Оригинальный текст доступен по ссылке
http://www.memorandum-freiheit.de/Его подписали 311 профессоров богословия, из них 240 человек из основных университетов Германии и немецкоязычных стран, а также профессора из других стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки. Полный список подписавших:
http://www.memorandum-freiheit.de/?page_id=390