ПРО ЭТО. Часть 8. "Вопрошание Кирика"

Dec 29, 2011 13:22

Полное название: «Се иесть въпрошние Кюриково, иеже въпроша иепископа ноугородьского Нифонта и инехъ». Нифонт был пострижеником Печерского монастыря, яркой фигурой своего времени, Русская церковь чтит его во святых. Кирик - учёный русский монах 12го века. Он задавал вопросы и на обсуждаемою нами тему. Не будем забывать, что писаны они в эпоху, ( Read more... )

аналитика, святоотеческое, брак и интим

Leave a comment

lady_tiana December 29 2011, 14:17:32 UTC
Сдается мне, в 12 веке к женщинам отношение было зачастую гуманнее, нежели ныне...

Reply

hoddion December 29 2011, 18:48:58 UTC
Но уже в 16 в. начали давить по полной... Впрочем, страдала и вторая, "лучшая" половина. Не можем мы спастись "порознь" :)

Reply

triponaciy December 29 2011, 23:08:48 UTC
По одним "Вопрошаниям" судить нельзя, но ,конечно, потом мы типа, "христианизировались" , Домострой составили, и всё такоэ со всеми остановками....

Reply

hoddion December 29 2011, 23:56:19 UTC
а Домострой попа Сильвестра очень даже хорош, не радикален :)

Reply

triponaciy December 30 2011, 07:49:41 UTC
Для своего времени - возможно)))Хотя, думаю, правильнее рассматривать его по пунктам, а не целиком....

Reply

lady_tiana December 30 2011, 00:58:38 UTC
А вот почему, кстати, взгляд на женщину и ее немощи со временем стал гораздо более жестким, чем изначально? Ведь мы же говорим, что один из основных посылов первоначального христианства - "женщина такой же человек, как и мужчина". А чем больше времени проходило, тем хуже был откат к ветхозаветным взглядам... И сейчас в позиции РПЦ ветхозаветного ОЧЕНЬ много, что, кстати, в значительной степени преодолено в других юрисдикциях и у братьев-католиков.

Reply

triponaciy December 30 2011, 09:13:19 UTC
Не только к женщине, но и вообще.....
Видимо, тут работают социо-культурные и психологические особенности, но мне они до конца не понятны.
Многие исследователи подчёркивают, что для средневековья вообще тема "скверны" была очень значима, в эту сторону постоянно. Возможно. одна из причин в особенностях средневекового воспитания. Обилие телесных наказаний, например , вполне могло способствовать повышенному интересу к теме "скверного" , как проявление распространённого невроза.
А по поводу РПЦ - в русской церкви вообще очень много иудейско-законнического, а в ситуации тотальной несвободы и страха всяческое обрядовое усиливается в качестве "компенсации", психологически это очевидно.

Reply

lady_tiana December 30 2011, 14:04:07 UTC
По-моему, в древности ТН тоже были весьма в почете, но к обнаженке и интиму отношение было куда более здоровое, возьми хоть Грецию и Рим.

У меня есть версия, что годы/века владычества варваров с их мифологизированным представлением о человеческой природе не могли не затронуть в целом менталитет стран, постепенно становившихся христианскими. Поэтому если изначально христианские идеи прививались поверх продвинутой и просвещенной культуры Средиземноморья, то впоследствии базисом стал куда более узкий менталитет всех этих варваров, вандалов и гуннов. А чем ниже уровень культуры, тем больше страха и ужаса перед телесностью во всех ее проявлениях, это известный факт...

Reply

к обнаженке и интиму triponaciy December 30 2011, 16:16:29 UTC
К обнажёнке - пожалуй, но про интим.....когда жена это всего лишь матка для зачатия и вынашивания, а для всего настоящего интимного совсем другие лица нужны, мальчики, там.....не вижу это уж сильно здоровым....

Reply

Re: к обнаженке и интиму lady_tiana December 30 2011, 21:30:18 UTC
Может, я ошибаюсь, конечно, но мне кажется, что роль мальчиков тоже несколько гипертрофирована в современном представлении. Но вот что-то я не припомню в античном мире, за исключением Иудеи, никаких попыток регламентировать техническую сторону брачного сожительства ни в привязке к календарю, и с точки зрения допустимости поз и т.п.

Reply

Re: к обнаженке и интиму triponaciy December 30 2011, 22:49:20 UTC
Регламентировать и варвары не стремились))) Дело ведь в принципе в понятии "нечистого" не только по отношению к интимному. Ведь даже ап. Петру это отношение тяжело было преодолеть! И как бы , начиная с Христа Церковь не стремилась от этого уйти, даже внутри ей это не удалось!
А к вопросу о ограничениях тут тоже интересный момент обнаруживается: исторически побеждали именно крайности. Либо всё и всяко можно , либо - жёсткие обязательные ограничения, регламент . Т.е. трезвый , взвешенный подход "без фанатизма" редко одерживал верх в этих вопросах.....
Пы. Сы. Пожалуй, в заключительной части надо будет внимание этому уделить...

Reply

Re: к обнаженке и интиму lady_tiana December 30 2011, 23:52:47 UTC
У меня тут насчет нечистого еще одна заявка на офф-топ просится, уже пищевая. У апостолов же о всякого рода пищевых недопустимостях тоже говорилось, исходя из их иудейской культуры. А вот как сейчас, например, относиться к мясу с кровью, всяким чрепокожным и прочим соответсвующим продуктам? Я тут все больше тоже крайности наблюдаю...

А во Францию как съездишь, впору потом из епитимй не вылезать, там же мяса без крови просто не бывает...

Reply

Re: к обнаженке и интиму triponaciy December 31 2011, 17:14:35 UTC
Дабы не совсем оффтопить свяжем первое со вторым))))
Заметь, некогда строгие требования "миссионерской позы" также тихо ушло в небытие ( ну, или почти ушло), как и требование есть мясо без крови. Просто прошло время, и шелуха сама собой отвалилась))))

Reply

Re: к обнаженке и интиму lady_tiana December 31 2011, 17:19:38 UTC
Насчет мяса - это правда?! Я тебе сейчас страшную тайну открою - у меня на этой почве до сих пор психоз, если из мяса сок розоватый течет. :) И это при том, что я дико люблю слабо прожаренное мясо. Но страааашно! Греееех!

Reply

Re: к обнаженке и интиму triponaciy December 31 2011, 18:53:10 UTC
А это надо на какой-нть монастыр как следует пожертвовать, и страх отступит, и грех пройдёт))))))))))))))))))))

Reply

Re: к обнаженке и интиму lady_tiana December 31 2011, 18:55:30 UTC
О, это идея!!! А если мяса пожертвовать, то шо будет? ;)))

Reply


Leave a comment

Up