Верно, здесь речь должна идти именно о поиске-познании самого себя, каков я есть на самом деле. И без пафоса про "пред лицом Всевышнего". У меня, к примеру, не было такого, чтобы я настолько уж незаметно мог принять подлог или видимость, чтобы мог доверчиво и безоглядно, без доли сомнения считать подлинными или хотя бы заслуживающими признания натасканность в "духовных науках" или напускную манерность "воцерковленного человека"/"профессионального верующего". Многажды было испытано на себе и замечено у других, что "благодатные состояния" (к которым, кстати, относится и якобы "успокоенность в Боге") на поверку оказываются в лучшем случае пустышкой и блажью, а в худшем - подслащенной пилюлей самообмана. Самообман неуклонно ведет к потере самого себя, т.е. потере той человечности, в которой непосредственно, нутром, ощущается присутствие живой жизни. Или, лучше сказать, взаимоприсутствие - жизни во мне и меня в жизни. Касательно мнения других обо мне и их желания видеть меня таким, каким должен быть "записной благочестивец", я бы отметил следующий момент. Всё ценное и подлинное - просто в силу уж присущих ему свойств, как я подозреваю - никогда не стремится наружу, чтобы показаться перед кем-то, чтобы обо мне имели мнение как о добропорядочном и т.п. Соответственно отсюда вывод: всё то, что производится по желанию выглядеть "не лыком шитым" и демонстрировать своё "христианство" - ложь, т.е. гадость, отравляющая душу, и залог будущего расстройства с окружающими, стыда и краха.
Я с Вами согласен. Проблема в том, что церковь - корпоративная организация, а значит в ней и господствует дух корпорации. А этот дух очень силен (и не только в церкви), он незаметно подчиняет себе, начинает управлять твоим поведением и даже мышлением. Наверное, хорошо уже то, что это чувствуешь и пытаешься так или иначе этому противиться. Но зараженность этим духом все же видишь в себе.
Сочувствую. Ясно, что среда довлеет и мало-помалу уедает. Я могу, ничего такого не советуя и ни на что не намекая, о себе сказать, что я уже давно, и, видимо, бесповоротно, нахожусь если не в жесткой оппозиции к указанному Вами "корпоративному духу", то в обороне к этой среде и ее влиянию. И к состоянию внутренней эмиграции и к свободе, так пугающей многих "не в меру православных", привык.
Не знаю ничего про "узкие врата"... И не думаю так, и не хочу об этом так думать, поскольку от этих дум явственно несет душком элитарности, избранничества, особости... Я повторюсь: жизнь сложна. И не только. Она еще и жестока. Поэтому совершенно незачем и глупо тут чем-либо обольщаться и, мечтательно ковыряя в носу, воображать о себе - своей "душе ценнее мира" и этаком "своем пути" - невесть какую чудо-важность. Я ничего не значу, пустое место, и путь мой - жуть и погибель. Но это должно быть честно и искренно дознано и признано, ясно, т.е. со всем ужасом, осознано. И не нужны мне сотни исповедей и причастий, и сакральное пространство под названием храм мне не нужно, и сам себе я не нужен... - если нет в этом всего жизни. А творцом, подателем и распорядителем жизни является Бог - Бог, которого я не знаю. Но хотел бы знать.
Дело в том, что и ваши слова о себе: "я пустое место, путь мой - жуть и погибель" тоже можно назвать обольщением и мечтательностью. Как и мысли об "элитарном пути", которые вы мне приписываете. Это лишь наши представления, не более того. Которые не следует ни принимать, ни отвергать, ибо дело не в них. Узкие врата - это не "элитарный" путь для избранных, это просто трудный путь. А то, что им идут немногие - об этом ведь еще Спаситель говорил, разве нет?
С самокритикой и с самоиронией у Вас всё в порядке, как мне показалось. Поэтому странно, что Вам показалось, будто я Вам приписал какие-то мысли, когда из моих слов видно, что это пужание страшного снобизму я как раз себе приписываю, имея в виду, что, к сожалению, "узкие врата" можно понять и так. Краткость - она не только сестра таланта, но еще и недопонимания. Хотя Вы верно уловили и совершенно справедливо продолжили мысль о том, что всё на свете может быть прельщением. О том и речь веду с первого коммента, что Некто непознанный насочинял такой мир, в котором мы с Вами едва ли хоть что-то можем понять, если Он сам не соблаговолит открыть нам. Да, в том дело, что представлениями сыт не будешь, нужно доподлинное знание, и знание живое. И если некая среда мешает этому познанию, то, вероятно, с этой средой пора заканчивать общение.
Думаю да, проблема в отсутствии живого знания. Не знаю, что именно это должно быть - мистический опыт или что-то еще, некая общая перемена сознания. Но пока этого нет. Или этого не замечаешь.
У меня, к примеру, не было такого, чтобы я настолько уж незаметно мог принять подлог или видимость, чтобы мог доверчиво и безоглядно, без доли сомнения считать подлинными или хотя бы заслуживающими признания натасканность в "духовных науках" или напускную манерность "воцерковленного человека"/"профессионального верующего". Многажды было испытано на себе и замечено у других, что "благодатные состояния" (к которым, кстати, относится и якобы "успокоенность в Боге") на поверку оказываются в лучшем случае пустышкой и блажью, а в худшем - подслащенной пилюлей самообмана. Самообман неуклонно ведет к потере самого себя, т.е. потере той человечности, в которой непосредственно, нутром, ощущается присутствие живой жизни. Или, лучше сказать, взаимоприсутствие - жизни во мне и меня в жизни.
Касательно мнения других обо мне и их желания видеть меня таким, каким должен быть "записной благочестивец", я бы отметил следующий момент. Всё ценное и подлинное - просто в силу уж присущих ему свойств, как я подозреваю - никогда не стремится наружу, чтобы показаться перед кем-то, чтобы обо мне имели мнение как о добропорядочном и т.п. Соответственно отсюда вывод: всё то, что производится по желанию выглядеть "не лыком шитым" и демонстрировать своё "христианство" - ложь, т.е. гадость, отравляющая душу, и залог будущего расстройства с окружающими, стыда и краха.
Reply
Проблема в том, что церковь - корпоративная организация, а значит в ней и господствует дух корпорации. А этот дух очень силен (и не только в церкви), он незаметно подчиняет себе, начинает управлять твоим поведением и даже мышлением. Наверное, хорошо уже то, что это чувствуешь и пытаешься так или иначе этому противиться. Но зараженность этим духом все же видишь в себе.
Reply
Reply
Reply
Reply
Это лишь наши представления, не более того. Которые не следует ни принимать, ни отвергать, ибо дело не в них.
Узкие врата - это не "элитарный" путь для избранных, это просто трудный путь. А то, что им идут немногие - об этом ведь еще Спаситель говорил, разве нет?
Reply
Reply
Но пока этого нет. Или этого не замечаешь.
Reply
С утра вот такой подарок!
Reply
Leave a comment