Шведская трапеза
«Царский кабинет» - VIP-зал валаамского ресторана.
- Гостиница наша не мирская, а по благословению от Преподобных. Нет, у нас за постой не полагается - ни за трапезу, ни за постой… что вы-с!.. Почитайте наши правила, у нас полная душе свобода. Как силы будет, так и дают, кто может, по достатку… от Преподобных уставлено.
Это из старой книжки. Новый Валаам живёт туризмом: бесплатен разве что завтрак, входящий в стоимость проживания.
Но подгребать чемоданы, как это делали дореволюционные паломники, не захочется. Слишком хороша «Трапеза», чтобы бояться отощать на валаамских харчах!
Нет только мясного (и в этом отношении монастырские приличия соблюдены), а в остальном - ограничений не бывает. Шведский стол, который у русских туристов воздержанию не способствует, оставляет на их совести и соблюдение постных дней.
Тот самый бесплатный завтрак совпадает по времени с литургией: предпочтя еде молитву, получаешь скидку на обед.
Цены оптом и в розницу различаются неимоверно. Полный шведский стол стоит 14€, а одну жалкую «мини каку» (!!!) придётся брать за три.
Среди кушаний на прилавке обязательно и миска монастырской смородины. Сверяемся с книжкой: «и вот разносят на оловянных блюдах чудесную красную смородину, взращённую на валаамском камне великими трудами неведомого инока Григория. - А это уж баловство-о… - говорит питерский извозчик, радуясь». Нововалаамская ягода идёт, главным образом, на вино.
То-то извозчику была бы радость! Производство налажено трудами инока Андрея Нуминена. Отец-эконом сам разработал рецепты, составил бизнес-план, получил кредит в банке. Теперь его можно встретить перевозящим продукцию на автопогрузчике.
Машинка с финским флагом за спиной появляется из деревянного сарая кирпичного цвета. Внутри - крупнейший винокуренный завод Финляндии. За его стены выставлены огромные дубовые бочки: любая вместила бы всю братию монастыря и послушника в придачу.
За год монах провезёт мимо них более ста тысяч бутылок. Одинаковые коробки выгружаются в закрома церковной лавки, чтобы на стеллажах явить вместо привычного винограда ягодное изобилие: белой, чёрной, зелёной смородины, крыжовника, клубники, малины, водяники, костяники, морошки.
Вытянутые бутылки со сдержанными названиями соседствуют с пузатыми игристыми: «Гавриил», «Серафим», «Херувим». Вкус окрыляет.
А вот рук в обители не хватает, особенно на ягодных плантациях. Гастарбайтеры из Карельской республики давно подрабатывают сбором финской клубники. Работают и здесь, но не ради денег: Валаам предлагает им бесплатное проживание да трёхразовую шведскую трапезу. И, вообще, альтернативу дедовщине «смирения» и «послушания» - европейское православие с человеческим лицом.
Эта возможность «маленьких людей» почувствовать себя человеками и Шмелёва больше всего удивила на Валааме: «Старички-олончане, в заношенных сермягах, благолепно-старательно хлебают густую перловую похлёбку и озираются. Кажется мне - не верят, что они равные здесь - кажется, что боятся: а ну как скажут - "ступайте-ка отсюда, не вам тут место!" Нет, не скажут. Тощий монах ласково говорит им: "ешьте, братики, на здоровье, во славу Божию", - и еще подливает им похлёбки. Они смотрят несмелыми глазами и крестятся».
Трудника видно издалека: это такой русский хиппи. Небрежный вид, мешковатая куртка, волосы в косице и бородёнка. Мы знакомимся с Андреем на детской площадке посреди монастыря. Если на родине трудничать по монастырям - занятие холостяцкое, сюда приезжают даже с жёнами и детьми, как на отдых. Супруга раскачивает дочку на качелях, а он страхует сыновей, забравшихся на деревянную лошадь. Под звонкие детские голоса трудник поясняет, что вывез ораву из Питера на природу. Сам - природный лопарь, из Умбы. Пока разговариваем, дети перебрались на фигуру северного оленя, у которого уже сломаны рога.
Продолжение следует!
Роман и Дарья Нуриевы,
"Русская планета" Оригинал взят у
roman_i_darija в
Новый Валаам со стариной Шмелевым. Часть 3