Русская Православная Церквь в ХХ веке

Jan 09, 2014 02:24


Занятно читать этот доклад архиепископа Иркутского и Читинского Хризостома четверть века спустя, наблюдая сегодняшнюю церковную действительность (особенно финал ему удался - но и анализ приведших к такому финалу причин с архиерейской точки зрения вполне интересен). Жаль, архиереи такие по-прежнему в меньшинстве - не мейнстрим, увы.
Оригинал взят у consistoryRead more... )

аналитика, история, РПЦ, Московская патриархия, 20 век

Leave a comment

triponaciy January 9 2014, 03:23:07 UTC
Двойственное ощущение от статьи. Вроде - да, живое слово, ряд проблем обозначены честно. Но главный предмет критики - сложность в запрещении священников. Да, с этим теперь "лучше". Запрещают и чистят уже чуть не по поло епархии. на разве от этого "квартет" стал играть лучше?

Reply

silenza January 9 2014, 05:11:12 UTC
Ну я же предупреждала, что это - архиерейский взгляд на причины проблем ( ... )

Reply

triponaciy January 9 2014, 05:35:52 UTC
Возможно, я не совсем понял его акценты, но я особо обратил внимание на то, что в конце:
"Мы должны прислушиваться друг к другу, быть солидарными и прежде всего - очистить свои ряды от тех, кто забылся, кто пренебрегает правилами приличия, кто просто ведет себя непорядочно и подло.."
- В середине именно этими терминами обозначает неких священников, так что я и подумал, что речьв конце снова о них. Возможно, владыка имел ввиду и равных ему коллег, но.... я вполне могу себе представить патриарха и его окружение "реформаторов" , которое будет убеждать, что их политика и направленна на то, о чём говорил вл. Хризостом.

Но вообще, сам он пользовался большим уважением в т.ч. и в среде духовенства , и , явно, был более способен к диалогу, чем многие из нынешних владык.

Reply

silenza January 9 2014, 06:43:41 UTC
А мне показалось, что он в призыве "очистить ряды" особо не разделяет клириков и архиереев (и даже уточняет, что "прежде всего - архиереев"). И прямо говорит о том, что как патриархия с ними поступает, так и они - со своими клириками.
Но с учётом истории Нектариуса Хризостому стоило бы добавить к своим благим пожеланиям ещё один призыв - очистить свои головы от "тараканов" ;))

Reply

очистить свои головы от "тараканов" triponaciy January 9 2014, 07:07:13 UTC
Тараканы - они такие, они по всем щелям мозга расползаются, а ежели это крупный мозг крупного владыки...

Reply

сложность в запрещении священников nectarius January 9 2014, 06:02:14 UTC
Вот прямо не смог не вспомнить случай в тему, которому лично был свидетелем. Итак, Вильнюс, Духов М-рь, конец мая - начало июня 1990 г., воскресенье... Впрочем, на счет воскресенья не уверен, но иначе с чего бы Хризостому решить вдруг служить самому? Ну, день не важен... Итак, Хр-м входит в собор и, пройдя к солее, начинает читать входные молитвы. В это время из дьяконской двери выбегает рукоположенный им в попы три дня назад о. Димитрий Пятронис. Бедняга что-то замешкался в алтаре и заметил архиерея, лишь когда тот уже шел через храм. (Хризостом, надо сказать, всегда служил без встречи и т.п. глупостей, простым иерейским чином.) В общем, о. Д. занял свое место перед солеей секунд на 5-7 после святителя. Иеродьякон прочитал Отче наш, Хр-м сказал положенный возглас и вдруг, раскачнувшись всем своим крупным телом, плечом так двинул тщедушному литовскому попику, что тот отлетел к южной стене. "Пшел вон",- кратко, но достаточно горомко, сказал Хризостом и продолжил чтение молитв. Войти в алтарь о. Д. не посмел и всю литургию так и ( ... )

Reply

Re: сложность в запрещении священников triponaciy January 9 2014, 06:11:51 UTC
Вот это истоооория! Надо б её отдельно выставить чуть опосля, больно уж смачнА и хорошо написана)
Дмитрия этого помню, кстати... Шапочно знакомы были. когда он только к Илариону ходить стал... Что с ним сталось не знаешь?

Reply

Re: сложность в запрещении священников nectarius January 9 2014, 06:14:47 UTC
ставь :)

Reply

Re: сложность в запрещении священников nectarius January 9 2014, 06:21:35 UTC
Он уехал в Париж, поступив в Св.-Сергиевский Институт, служил там в каком-то приходе и был любим эмигрантскими старушками, дослужился до игумена, но постепенно вернулся к музыкописанию (он же тоже был композитором). Потом вдруг он бросил все это поповство, женился на француженке и стал работать DJ-ем в модном парижском клубе. Эмигрантские старушки еще долго писали в записках "заблудшаго игумена Димитрия".

Reply

Re: сложность в запрещении священников silenza January 9 2014, 06:38:48 UTC
Да, история замечательная - присоединяюсь к Трипонацию, надо выставить отдельно. Отличная иллюстрация того, как благие намерения воплощаются в жизнь )))

Reply

Re: сложность в запрещении священников thomas_cranmer January 9 2014, 07:13:49 UTC
Архиерей-то Божий, видать, благодатно прозрел, что не воспринял недостойный благодати. А почему? А потому, что прием крещение в кирке еретической, не был перекрещен, переходя в православие! Шутки шутками, но рукополагать и особенно постригать абы кого не след.

Reply

Re: сложность в запрещении священников nectarius January 9 2014, 07:17:10 UTC
Хризостом его и не постригал, а рукоположил целибатом. Постригали, должно быть, уже в Париже, с сохранением прежнего имени.

Reply

переходя в православие nectarius January 9 2014, 07:25:04 UTC
О! С этим тоже было весело. Когда Алфеев впервые представил его новоприбывшему в Литву Хризостому, тот велел юноше рассказать о себе.

-- Владыка, я перешел в православие два года тому назад из...
-- А я, между прочим, презираю людей, изменяющих своей религии!
-- Простите, владыка... Я перешел в православие два года тому назад из кришнаизма...

Reply

...из кришнаизма silenza January 9 2014, 08:16:54 UTC
И Хризостом проникся и немедленно рукоположил его в попы)))
Всё-таки среди архиереев того поколения попадались редкостные романтики;))

Reply

Re: ...из кришнаизма nectarius January 9 2014, 08:26:08 UTC
О да! Сейчас, поди, таких, как вл. Мартишкин, не встретишь. Чего стоили одни его проповеди! Помню, он как-то говорил, что если епископы - преемники апостолов, то его предшественник Антоний Черемисов -- преемник Иуды Искариота. Исповедь призывал отменить. Насовсем. "Ну что вы каетесь этим долгополым тунеядцам (жест в сторону алтаря)? Кайтесь в сердце своем Ему (жест в сторону распятия). Ну ладно, если уж вы такие маловеры, что Ему не можете, то, так и быть, ходите к этим, я не запрещаю".

Reply

Re: сложность в запрещении священников geync January 9 2014, 08:04:59 UTC
М-да, возможно, если бы не это барское обращение к холопу "Пшол вон" может и не было бы "заблудшего о. Димитрия"...

Reply


Leave a comment

Up