Сейчас смотрю детектив. Нашли человека с амнезией. У него осталась семантическая память, моторная. Но он не помнит даже своего имени. И вдруг выясняется, что он совершил убийство.
Он будет наказан, хотя он другой человек. Технически убийство совершил он, а фактически - не он. От того человека, что убил, осталось только тело, а душу как бы перезагрузили.
Именно это ощущение я испытываю (в числе прочих) когда слышу про грехопадение и посмертное воздаяние. Адам и Ева что-то натворили, а я, пришедший из небытия, поставлен перед фактом: я от рождения должен, я испорчен, я в этой игре с отрицательным балансом, и если не буду тяжело работать, то будет вечное наказание. А если я никогда за всю жизнь не слышал про правила игры? И после этого мы говорим «фу» на предопределение. Может кто-то просто называет вещи своими именами? Выбора в чрезвычайно важном вопросе - хочу ли я жить вечно (и вообще жить) - нет. А почему жизнь должна рассматриваться как дар, а не как проклятие? Для большинства людей она именно проклятие. Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь (Пс. 89, 10).
Кто-то что-то говорил про естественный закон, по которому будут судить язычников, не слышавших про Евангелие. Давайте я дам вам в руки свод законов шариата, а потом заявлю, что раз вы теперь с ними знакомы, то обязаны соблюдать. Закон надо ещё принять. В этом смысле вспомним перевод слова "завет" как "договор, соглашение". Слабый голос совести не выдерживает против общественного давления. А ребёнок очень внушаем. Да и почему он должен слушать свою совесть, которая доставляет ему некоторый дискомфорт при определённых действиях, и ради её слабого голоса жертвовать, скажем, жизнью? Он вообще не знает про совесть, он не знает про Бога.
А ведь есть ещё много людей в Церкви, которые действительно верят, но у них не получается ничего. Одни и те же грехи на исповеди, всё вертится по кругу.
Тем же самым авторитетом, которым родители внушают в наших странах детям что-то про Бога, в австралийских племенах детей учили есть человечину, в индейских - снимать скальп и пр. В таком случае мы либо должны с гневом отвергнуть вообще всякое слово из предыдущего поколения исходящее, либо не сметь судить людей за то, чему они были научены от других, в детстве. В таком случае легитимна только та вера, которая действительно от общения с Духом Святым. Как у св.Патрика, который без книг, в личных откровениях был научен вере, пока был в рабстве у ирландцев. И как верить просто Евангелию или Библии, без подтверждения? В книгах что-то написали. Да сколько религиозных трактатов на свете... про Озириса, про Тора, про Зевса... Определение апостола ("вера есть уверенность в невидимом и осуществление ожидаемого") очень хромает. Почему тогда не Летающий Макаронный Монстр, не карты Таро, не чайник Рассела? А если вспомнить, что ради такой веры бросали младенцев Баалу... верить просто книге, просто рассказу, просто свидетельству - просто преступление.
Я не знаю насколько сильно Бог вмешивается в нашу жизнь, насколько помогает детям. Но голос нашей падшей природы, голос других людей, демонов чрезвычайно силён. К тому моменту когда я себя помню, уже осознавал себя как личность (примерно 6 лет), я уже был полон сильными и сложными страстями. Рассуждения о том, что дети до 7 лет ангелы и могут не исповедоваться, смешны.
Очевидно, что наше состояние очень сильно влияет на наши поступки и решения. Чем дальше мы живём, тем больше загоняем себя в тупик детерминированности, из которого под конец выйти можно только с помощью вмешательства извне. Но как это состояние образуется? Бытие определяет сознание и наоборот. Как милые младенцы вырастают в весьма гадких людей? Ребёнок слаб, ни о какой силе воли, и даже вообще воле, в его случае говорить не приходиться. Выходит, что в подавляющем большинстве случаев факторы, склоняющие ко злу, побеждают. И к тому моменту, когда человек может что-то изменить, он не хочет и не умеет, т.е. не может. Уже в ловушке своего состояния. Никакого выбора. Всё сводится к силе Божественного воздействия.
Почему было такое особое отношение к Патрику, такая помощь? Августин размышлял над этим и написал «о предопределении святых». Антоний молился об этом и получил ответ «внимай себе».
Надеюсь, я не прав и Бог другой, что его Замысел состоит не в том, чтобы поиграть в «хорошего и плохого копа», спасти тех, кого сам и выберет. Но большая часть т.н. Предания Православной Церкви представляет его именно таким и здесь самый главный вопрос: это педагогическая ложь или доказательство нелегитимности?