14 ноября

Nov 14, 2015 10:20

1 ноября 303 г. от Р.Х. (Юлианский календарь)

Святые Безсребреники Косма и Дамиан Асийские



Житие святых http://www.vidania.ru/saints/zitie_kosmy_i_damiana.html

Весьма сложным представляется объяснение того, каким образом в православной традиции сложилось почитание трёх пар безсребреников с одинаковыми именами, жившими почти в одно время. В латинской традиции всего почиталась одна пара мучеников Космы и Дамиана. Согласно этому житию они пострадали при Диоклетиане в Эгах, о которых мы писали 2 дня назад, в связи с мучеником Зиновием. Однако, лица описанные в этом житии, почитаются в православии, как Косма и Дамиан Аравийские. Их память 17 октября. http://azbyka.ru/days/saint/3834/499/3575/3664/5234/group Это житие наиболее исторично. Есть также свв. Косма и Дамиан Римские, память которых в июле.

Если речь идет о людях с одинаковыми именами, одинаковым занятием и в одинаковое время, напрашивается версия объединить все три пары в одну. А дублирование объяснить распространением почитания святых в разных местностях с последующими "поселением" их в месте почитания. Второй версией могут быть конфессиональные противоречия между Римом, Константинополем и Востоком в эпоху христологических споров. Мощи свв. Космы и Дамиана Асийских находились в г.Фереман (ныне Диярбакыр, Турция. Во времена господства римлян область относилась к Великой Армении. Персы выделяли её, как Амеда. Сейчас её правильнее называть Западный, или Турецкий Курдистан). Основное христианское население этой местности было монофизитским. В VI веке после окончательного отделения монофизитов, вполне возможно ими был создан собственный культ Космы и Дамиана Асийских, альтернативный византийскому, связанному с Эгами (Космы и Дамиана Аравийских). В конце VII века результате серьезных побед императоров на Востоке часть, монофизитов вновь воссоединилась с Константинополем на основе монофелитства. Этот новый культ святых безсребреников не был упразднен, а наоборот включен в месяцеслов Константинопольского патриархата. После восстановления Православия при Константине IV и Юстиниане II, все было оставлено на своих местах. И с тех пор мы имеем две пары свв. безсребренников. За долгие годы христологических споров, а затем иконоборчества, когда Рим надолого отделялся от еретического Константинополя почитание восточных святых там почти прекратилось. В связи с этой тенденцией, выработалось почитание свв. Космы и Дамиана, как "своих" Римских мучеников. Когда в IX веке общение с греками было наконец восстановлено, восточные святые вновь начали возвращаться в литургический обиход. Произошло возвращение к изначальному древнему житию Космы и Дамиана Аравийских, постепенно ставших единственной парой. Однако, в Византии Косма и Дамиан Римские остались. Скорее всего благодаря Студийскому монастырю, где связи с Римом были весьма тесными, в течение всего иконоборческого периода. Наконец, третья версия. Могло быть, что безсребреничество, как специфическое служение было чрезвычайно распространено среди христиан в III в. Поэтому многочисленные святые такого рода, были позже идентифицированы под общим именем "Космы и Дамиана". Иными словами эти имена стали нарицательными. Прямых доказательств той или иной теории не существует.

монофизитство, монофелитство, Рим, святые, Амеда, Курдистан, православие, Византия, безсребреники

Previous post Next post
Up