6 ноября

Nov 06, 2015 19:30

24 октября 523 г. по Р.Х. (Юлианский календарь)

Мученик Арефа и с ним 4299 пострадавших

Житие и икона святого http://azbyka.ru/znakomstva/muchenik-arefa-negranskij-i-s-nim-4299-muchenikov-d110044.htm

Святой Арефа жил на Юге Аравии (Современный Йемен). В раннехристианскую эпоху эта земля именовалась Индией наряду с известной нам Индией, то есть Индостаном. Судя по всему именно здесь проповедовал апостол Фома. Однако, окончательно христианство утвердилось здесь в конце V - начале VI вв. посредством эфиопских миссионеров. Поэтому наряду с африканским центром в описываемую эпоху и эта территория стала называться Эфиопией. По мнению проф. Болотова и сама африканская Эфиопия крестилась массово лишь несколькими десятилетиями раньше. http://mstud.org/library/b/bolotov/vol3/one_4_2_e.htm

Безусловно, христианство там было и до этого в виде отдельных общин, так как традиция Эфиопской церкви уходит корнями в I в. Но государственная церковь Эфиопии изначально была монофизитской, отвергая Халкидонский собор (451). Но судя по тому, что св.Арефа и упоминаемый в его житии эфиопский царь Елизвой почитаются Православной церковью, общение между Эфиопией и Константинополем было.

Это можно объяснить тем, что в 482 г. император Зенон приостановил решения Халкидонского собора и издал примирительный документ "Энотикон" (См. Евагрий Схоластик "Церковная история" кн. III п. 14 http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/cerkovnaya_istoriya#0_6). Действия решений Халкидона приостанавливались с целью повтороного расмотрения воспросов о природах Христа в более удобное время. Однако, и противники собора должны были отказаться от анафемы на Халкидон. Это позволило им на время вернуться в общение с его сторонниками. Перемирие длилось до 513 г., когда по инициативе Рима Энотикон в Константинополе был отменен. Это привело к окончательному отпадению монофизитов Египта, Сирии и Армении от Православия. Но в далеких землях об этих событиях не знали ничего, и общение между сторонниками и противниками Халкидона продолжилось. Это касалось и Йемена, где жил св. Арефа. В дальнейшем христианство там исчезнет под давлением ислама. Но Эфиопская церковь на континенте продолжит признание Константинопольского патриархата вплоть до XIX в., несмотря на то, что к этому времени богословская позиция эфиопов уже далеко уйдет от ситуации времен Энотикона, там победит чисто монофизитское учение Tewahedo, и это признание, ставшее лишь церемониальным, будет упразднено.

Следовательно, св.Арефа был православным согласно каноническим критериям установленным в Православной церкви того времени. И общение сторонников и противников Халкидона не являлось подобием нынешнего экуменического взаимного "признания" церквей, имеющих разную догматику

святые, монофизитство, император, Аравия, православие, Византия, Эфиопия

Previous post Next post
Up