Святые три отрока Анания, Азария и Мисаил
Согласно книге Пророка Даниила, Даниил и трое его друзей происходили из знатных иудейских семей. После битвы при Каркемише (605 г.до Р.Х.), когда войска Навуходоносора разгромили египтян и их ближневосточных союзников (включая иудеев), юноши были отправлены в Вавилонию в качестве заложников. Это была часть политики халдеев по ассимиляции завоеванных народов. Представители их элит должны были быть воспитаны в духе лояльности к новой империи. После получения образования их ждала карьера чиновников.
Однако, молодые иудеи не захотели принимать образ жизни Междуречья и продолжили соблюдать закон Моисеев. Уже через год Даниил неожиданно становится духовным наставником молодого царя. Богу было угодно поделиться Своим замыслом с Навуходоносором, а через Даниила открыть его всему мiру. Правитель видел сон, в котором Камень, оторвавшийся от Горы без помощи рук, сокрушил статую с золотой головой, серебряной грудью, медным животом и железными ногами. Но ступни ног содержали примесь глины. Пророк объяснил, что в мiре явятся четыре империи. Их правители волей, или неволей объединят народы, что позволит тем услышать проповедь о Мессии. Наконец, явится и Он Сам, и оснует Церковь, как явление и предчувствие Царства Божьего на земле. И никакая земная власть уже не будет иметь силы вне её. Навуходоносор прославил Единого Бога, так как был рад тому, что стал причастен к этому великому делу.
Но в своей бытовой жизни царь, конечно, остался приверженцем вавилонской религии. Во время празднества в честь Мардука, золотой статуе которого должны были поклоняться все придворные и чиновники, ему донесли на трех юношей Ананию, Азарию и Мисаила, что они не участвуют в поклонении. Разгневавшись, он повелел бросить их в огромную плавильную печь, топившуюся нефтью. Но Господь сохранил своих рабов от огня. И даже царь и приближенные видели Ангела Господня, который оградил их от ужасного пламени. Большинство толкователей считает, что это был архистратиг Михаил. Но упоминание того, что Он был подобен Сыну Божьему, указывает на явление Самого Бога в Лице Сына (Второй Ипостаси Святой Троицы) до Воплощения. После чудесного спасения отроков Навуходоносор вновь прославил Творца вселенной. В начале I в. до Р.Х., когда немногие ревностные иудеи уже не могли посещать Второй Храм, видя, как фарисеи и саддукеи ложного толкуют пророчества о Христе, также считали себя в изгнании, как некогда их предки в Вавилоне. И также испытуемыми в огненной печи, как некогда три отрока. Тогда и родилась поэтическая песнь трех отроков, вошедшая в состав православной утрени. Несомненно, она является богодухновенной и должна признаваться неотъемлемой частью Писания.
Было и еще одно падение царя, когда он был наказан за гордыню болезнью, определяемой современными врачами, как ликантропия. Через год он смирился перед Богом и принес всецелое покаяние. Господь благословил его и утвердил его царство. Он правил 43 года (до 562 г.).
В кумранских рукописях, есть записи о том, что Даниил был советником также и царя Набонида (556-539).