4 сентября (Юлианский календарь)
Маршрут Моисея.
Для начала стоит остановиться на названии городов, которые строили рабы-евреи для фараона «Пифо, Рамесси и Он, иже есть Илиополь» (1:11). Все эти названия возникли в эпоху Позднего царства( не ранее VIIв.до нэ). Иудеи познакомились с ними уже после плена Вавилонского (VI-V вв. до нэ). Синонимом понятия «Египет» той эпохи было понятие «Нижний Египет». Соответственно, идея о том, что и во времена Иосифа и Моисея их предки жили именно там, считалась аксиомой. Соответственно, и все географические названия, которые присутствовали в древнем тексте, были привязаны к современным для той эпохи объектам. Однако, мы уже видели, что настоящий «Гесем» был на левом берегу Нила, рядом с Фаюмом. Не важно, откуда вы идёте в Ханаан. Из Нижнего Египта, или из Верхнего, ближайшим путём является «Филистимская дорога» по берегу Средиземного моря. Однако, если вы находитесь в Нижнем Египте, тем более в восточной его части, было еще как минимум две дороге южнее «Филистимской», по которым можно было беспрепятственно уйти на Синайский полуостров. Зачем было делать этот огромный крюк на юг и усложнять себе задачу? Поэтому здесь возможно лишь толкование в смысле того, что это было педагогическое действие для укрепления веры народа. Однако, Писание говорит о другой причине. В Исх. 13:17-18 говорится, что там нельзя было пройти из-за наличия «армий», или «боевых действий», которые заставили бы народ повернуть назад. Что это за армии? Государственных границ во II тыс. до нэ не существовало. Иными словами это не могла быть армия фараона, только что отпустившего Моисея и народ. Он решил уничтожить евреев только на следующий день. Тогда же он и организовал погоню. Ответ напрашивается сам собой. Чтобы попасть на «Филистимскую дорогу», как в прочем и на любые другие, из Фаюма, нужно пересечь Нижний Египет, где уже несколько лет шли бои между армиями Таа II и XV (гиксосской) дин. Также вероятно, что Таа подозревал евреев в сговоре с гиксосами, так как иного хода в Синайскую пустыню кроме как через их территорию не было. Но у Бога был иной план. Моисей повел народ прямо на восток, на берег моря. Долгое время думалось, что этот поступок был столь парадоксальным, что двор фараона решил, что они просто заблудились. Тем не менее, недавние археологические находки показывают, что в этом районе берега Красного моря (Эль-Аин-эс-Сухна) располагался порт, который прекратил свое существование только в начале существования Нового царства. Итак, фараон попытался помешать евреям отплыть на Синай. Но волны моря расступились Божественной силой и пропустили евреев посуху. А войско фараона погибло в море. Погиб и он сам. Мумия Сенкененры свидетельствует об этом. Его тело было наспех забальзамировано уже после того, как начало разлагаться. Раны от колющих режущих предметов он мог получить и в результате паники и свалки в рядах его войска, когда морская вода начала обрушиваться на них.