4 сентября (Юлианский календарь)
святой пророк Моисей
Его житие согласно книге Исход
http://azbyka.ru/days/sv-moisej-bogovidec Некоторые соображения относительно личности и деятельности пророка Моисея. Современная либеральная библейская критика склонна совершенно отвергать события книги Исход, как легендарные, выдуманные задним числом, либо во времена Соломона (Х в. до РХ), либо и вовсе после Вавилонского плена (Vв), когда, по её мнению, и сформировалось "иудейское единобожие". В крайнем случае признается присутствие небольшой группы евреев в Египте во времена Рамсеса II (XIX династия; XIII в. до РХ). К этому времени относятся и события Исхода. Обоснование этой датировки, в первую очередь, является другая датировка. Первые археологические сведения о присутствии в Святой Земле "народа Израиля". Это XII в. до PX. Считается, что небольшая группа семитских переселенцев вышла из Египта и, придя в Ханаан, привела другие родственные племена к объединению. Затем вдохновила на борьбу за господство над всей территорией. В результате образовалось царство Израиля (Саула, а потом Давида). Таким образом, роль Моисея (если он и был) сводится к политической, но не религиозной. Однако, библейскую критику опровергает египтология. Времена Рамсеса прекрасно исследованы. И никаких следов евреев в Египте (даже самой малой группы) не найдено. Да и время было весьма неблагоприятным для каких-то объединительных проектов в Палестине. И Рамсес и Мернептах практически контролировали этот регион. И евреи, как мы и читаем в книге Судей, в этот момент были в самом низу пищевой цепи. На вершине пирамиды были египтяне, которые господствовали над более значимыми ханаанским племенами. А евреи часто были в рабстве даже у этих несамостоятельных племен. Наконец, все сомнения рассеивает т.н. "Стела Израиля" кон. XII в., где Израиль упомянут, как разгромленный фараоном. Следовательно, евреи в те времена никого не объединяли и не вдохновляли, а сами едва выживали в Св. Земле.
И что же, правы те, кто вообще отрицает Исход из Египта? Его придумали в X, а то и в V веке? Обоснованием "изобретения" событий Исхода при Соломоне является действительный упадок Египта при XXI династии. Фараон Сиамон в конце XI в. отдал Соломону в жены свою дочь, а также уступил ряд территорий. Это и навело авторов той эпохи на составление легенды об Исходе. Много ли евреи тогда знали о Египте? Да, много. Точно больше, чем мы. Соответственно, в кн. Исход мы должны увидеть слепок египетских реалий того времени. Что мы видим? Какие-то детали подходят. То, что Моисея усыновляет дочь фараона, в то время, как действует указ фараона, что такие как Моисей подлежат уничтожению, свидетельствует, что фараоны эти два разных лица. Существовало несколько аристократических кланов, претендовавших на пост фараона. Группа (евреи), которая преследовалась одним кланом, автоматически получала поддержку другого. Этим объясняется и бегство Моисея в Аравию. Его клан политическую борьбу проиграл. В Египте XXI дин. такое действительно было. Однако, другой ключевой признак эпохи не подходит. Это было время теократии. Рядом с фараоном обязательно должна была быть мощная фигура верховного жреца. Не только не служебная, но и затмевающая царя. В некоторых областях Египта тогда и официально правили жрецы, принимавшие титул фараона. Могло быть по разному. Но в любом случае, если бы историю Исхода списывали с этого периода истории, причиной для недовольства евреями мог быть только поползновения против египетского культа. В Исходе жрецы появляются ненадолго в качестве второстепенных героев. Тогда как очевидны национально-освободительные мотивы. Фараон ведет борьбу против засилья чужеземцев. Власть в Египте, таким образом, принадлежит не египтянам, а чужеземцам. Этого не было в нужный нам период. Правили египтяне, хотя Египет и был раздробленным.
Могли ли иудейские священники придумать события Исхода в V в.? Обоснованием данной позиции являются так называемые анахронизмы в повествовании. Топонимы, данные в тексте, относятся к Позднему царству (не ранее VII в.). Также есть упоминания о городах Синае и государственности в земле Эдом, которые также по данным археологии возникли лишь в это время. Единственным образцом для написания легенды становится период Саисской династии. Тут действительно подходит национальный мотив. Египет тогда осажденная крепость. На его захват претендуют нубийцы, кушиты, греки, ассирийцы. Но никакой борьбы династий не было. Перед национальной катастрофой египтяне полностью сплотились. Это делает данную версию еще менее правдоподобной. К этому времени относятся лишь мнимые анахронизмы. Ничего удивительного нет. Конечно же точное местоположение тех мест, где происходили события Исхода не сохранилось за столько веков, поэтому переписчики стремились заменить старые непонятные названия современными предполагаемыми аналогами.
Для того, чтобы найти время Исхода следует обратиться к античным историческим изысканиям. Иосиф Флавий полагает, что времена Исхода относятся к временам окончания господства в Египте выходцев из Азии скотоводов гиксосов. Т.е. к XVI в. до РХ. Эта дата полностью совпадает с хронологией Пятикнижия (и книг Царств, хотя и с определенными оговорками). Карьера Иосифа при дворе фараона объясняется симпатией гиксосов к "землякам". А угнетение евреев, изгнанием гиксосов фараонами египетских династий, которые обратили свой гнев против бывших сторонников оккупантов. Но такое прямолинейное прочтение тоже не удовлетворяет историческому контексту. Главное возражение это мнимая обязанность гиксосов симпатизировать евреям. К тому же их династии правили Египтом не более 150 лет. В то время, как евреи жили там около 400 лет. И ушли оттуда не более чем после жизни одного поколения а условиях радикальных гонений. Таким образом, они оказались там гораздо раньше прихода гиксосов. Итак, национальная борьба с гиксосами ударила по евреям косвенно. Они наряду с ними считались врагами нации. Но какими-то особыми их друзьями они не были. Тем не менее концовка Второго переходного периода в истории Египта (сер. XVI в. XVII династия) полностью подходит под обстоятельства, описанные в кн.Исход. Налицо была борьба против чужеземцев. Кроме того было много кланов, претендовавших на пост фараона. Отсюда и интрига с Моисеем. Наконец, общая слабость египтян и отсутствие их контроля в Св. Земле. Куда и направляется еврейский народ в полном составе для ее завоевания по Божьему повелению. Остальные исторические подробности событий Исхода могут быть отнесены к области гипотез, которые будут изложены в другое время