Тот, кто интересуется отечественной авиацией знают, что в российских военно-воздушных силах существует полк самолётов-заправщиков. Единственный полк на всю огромную территорию нашей необъятной Родины. Это
203-й отдельный гвардейский орловский авиационный полк (самолетов-заправщиков). Дислоцируется в Дягилево (Рязань).
На вооружении полка состоят самолёты Ил-78 и Ил-78М. Всего 20 машин.
Самолет Ил-78 предназначен для дозаправки военных самолетов в воздухе, прежде всего в целях увеличения их радиуса действия. Кроме того, дозаправка боевых самолетов в воздухе дает возможность взять на борт больше боевого груза или существенно увеличить продолжительность патрулирования в воздухе. Самолет Ил-78 был создан в начале 80-х годов его испытания проводились в 1983 году. При разработке самолета за основу был принят военно-транспортный самолет Ил-76МД, в конструкцию которого были внесены следующие изменения: в грузовой кабине установлены два цилиндрических топливных бака общей вместимостью 28 000 кг топлива, кабина стрелка кормовой пушечной установки переоборудована в кабину оператора дозаправки с оснащением ее необходимыми приборами, под каждой из консолей крыла и в задней части фюзеляжа с левой стороны установлены унифицированные подвесные агрегаты заправки УПАЗ-1А "Сахалин", усовершенствовано радиоэлектронное оборудование, в частности, установлена система ближней навигации "Встреча", позволяющая осуществлять взаимный поиск и сближение воздушного танкера и боевого самолета на дистанции 300 км в сложных метеорологических условиях и в любое время суток.
Стандартными вариантами передачи топлива в воздухе считаются дозаправка одного самолета класса "тяжелый бомбардировщик" с подфюзеляжного подвесного агрегата или двух самолетов класса "истребитель" - с подкрыльевых агрегатов. Однако возможна и одновременная заправка трех самолетов-истребителей с использованием всех трех заправочных агрегатов. На расстоянии 1000 км от своего аэродрома базирования танкер может передать другим самолетам 60 000- 65 000 кг топлива, на расстоянии 2500 км эти возможности уменьшаются до 32 000-36 000 кг. В зависимости от выбранного режима заправки производительность при раздаче топлива составляет 900-2200 л/мин.
Особенностью первого варианта самолета-заправщика Ил-78 является то, что после снятия агрегатов заправки и демонтажа установленных в грузовой кабине топливных баков самолет может использоваться в качестве транспортного, так как грузовой люк с рампой и створками на нем сохранился.
Дальнейшим развитием самолета Ил-78 является Ил-78М. Благодаря усилению конструкции крыла и другим конструктивным мерам, взлетная масса самолета доведена до 210 т по сравнению с 190 т у Ил-78. В целях снижения собственного веса самолета и соответствующего увеличения принимаемого на борт запаса топлива упразднен задний грузовой люк и не устанавливается десантно-транспортное оборудование. Это дало возможность снизить собственный вес самолета на 5 т, но исключило возможность использовать его в качестве обычного военно-транспортного самолета.
Самолет Ил-78М может доставить другим самолетам 60 000 - 65 000 кг топлива на дальности 1800 км от аэродрома базирования или 32 000 - 35 000 кг - на дальности 4000 км.
Источник 1.
2. Внешне самолёт Ил-78 практически ничем не отличается от своего военно-транспортного предка Ил-76. Лишь УПАЗ, расположенные на крыльях и в кормовой части фюзеляжа слева, выдают назначение этих машин. Да ещё отсутствие задней артустановки. Место в "вороньем гнезде" в Ил-78 занимает оператор заправки.
3. Похожие на ракеты контейнеры и есть агрегаты заправки УПАЗ-1А "Сахалин".
4.
5.
6.
7. Самолёты Ил-78 не только внешне мало отличимы от Ил-76. Со снятым заправочным оборудованием машина превращается из заправщика в транспорт.
8.
9.
10.
11. УПАЗ-1А "Сахалин".
12.
13.
14.
15.
16. Вот такое фигурное водило используется для Ил-76/78.
17. Чтобы было куда "подбородок" положить.
18.
19. В Дягилево встречаются заправщики двух расцветок. Одни имеют "гражданскую" раскраску а-ля "Аэрофлот" советского периода (только без логотипов) и регистрационные номера RA.
20. Другие же в серо-белой военной окраске с регистрацией RF.
21. Борта 203-го полка регулярно принимают участие в парадах Победы.
22. В связи с появлением новой модификации Ил-76МД-90А, разрабатывается и новый заправщик
Ил-78М-90А на его базе. В 2016г. предполагается приступить к лётным испытаниям и в дальнейшем закупить для нужд ВВС более 30 машин.
23. Предполагается, что Ил-78М-90А снова станет трансформером и сможет выполнять функции транспорта при снятом заправочном оборудовании. Скорее всего в войсках получит обозначение Ил-78М2.
24.
25.
26.
27.
28.