поиск по ключевикам "дезадаптивные схемы..." пока дал такие вот материалы:
Еще на тему терапии Янга тут
http://centr-nevrozov.livejournal.com/11728.htmlСхемная (схематическая) терапия (англ. schema therapy) - психотерапия, разработанная доктором Джеффри Янгом Оригинал взят у
olga_andreeva в
Ранние когнитивные схемыВ "Клиническом руководстве по психическим расстройствам" под редакцией Дэвида Барлоу изложены взгляды американского когнитивного терапевта Джеффри Янга на так называемые ранние схемы.
А.Бек дал следующее определение схемы:
Схема - это (когнитивная) структура для отбора, кодирования и оценки стимулов, которые воздействуют на организм. Основываясь на этих схемах, индивид способен ориентироваться во времени и пространстве, а также осмысленно классифицировать и интерпретировать свои переживания.
В области психопатологии термин "схема" применяется к структурам с высоко персонифицированным уникальным содержанием, которые активизируются при таких расстройствах, как депрессия, тревога, приступы паники и навязчивые состояния, становясь доминирующими...
С помощью клинических наблюдений Янг идентифицировал ряд схем, которые он назвал «ранними неадаптивными схемами»: «Ранние неадаптивные схемы связаны с чрезвычайно стабильными и длительно существующими темами, которые появляются в детстве и разрабатываются на протяжении всей жизни индивида, являясь крайне дисфункциональными» (Young, 1999, р. 9). Янгу удалось выделить 18 ранних неадаптивных схем в пяти гипотетических областях. Существование большинства из этих схем подтверждается соответствующими исследованиями.
Первая часть материала:
Ранние неадаптивные схемы с соответствующими областями (пересмотрено в ноябре 1998). Copyright 1999 by Jeffrey L. Young, PhD. Воспроизведено с разрешения автора в книге «Клиническое руководство по психическим расстройствам» под ред. Д.Барлоу.
Спб., «Питер», 2008.
РАЗРЫВ СВЯЗЕЙ И НЕПРИЯТИЕ
(Ожидания, что настоятельные потребности в безопасности, стабильности, заботе, эмпатии, сочувствии, принятии и уважении не будут предсказуемым образом удовлетворяться. Как правило, члены родительской семьи характеризуются отстраненностью, холодностью, неприятием, одиночеством, непредсказуемостью или склонностью к жестокому обращению.)
1. Заброшенность/нестабильность
Субъективно воспринимаемое поведение близких людей как ненадежное или нестабильное. Включает ощущение, что значимые другие не смогут постоянно оказывать эмоциональную поддержку или практическую защиту в связи со своей эмоциональной нестабильностью и непредсказуемостью (например, вспышки гнева), ненадежностью или нерегулярным присутствием, потому что могут вскоре умереть или оставить пациента ради более достойного человека.
2. Недоверие/жестокое обращение
Ожидание, что окружающие причинят ущерб, будут жестоко обращаться, унижать, лгать, манипулировать, злоупотреблять своим положением. Обычно включает восприятие того, что ущерб причиняется намеренно или же является результатом несправедливости и небрежности. Может включать ощущение того, что пациента «обходят», т. е. ему достается «худший кусок».
3. Эмоциональная депривация
Ожидание того, что желание нормальной эмоциональной поддержки не будет в полной мере удовлетворено окружающими. Три основные формы депривации:
а) депривация заботы: отсутствие внимания, симпатии, теплоты или дружеского
расположения;
б) депривация эмпатии: отсутствие в других понимания, желания выслушать, поде-
литься личной информацией, чувствами;
в) депривация защиты: отсутствие силы или руководства со стороны других людей.
4. Ущербность/стыд
Ощущение себя ущербным, нежеланным, некомпетентным в важных вопросах; или опасение утратить любовь значимых других при обнаружении своей некомпетентности. Может включать повышенную восприимчивость к критике, отвержению и обвинению; застенчивость, склонность сравнивать себя с другими, чувство незащищенности или чувство стыда за субъективно воспринимаемые пороки. Эти пороки могут быть личного плана (например, эгоизм, вспышки гнева, неприемлемые сексуальные желания) или межличностными (например, физические недостатки, неловкость в обществе).
5. Социальная изоляция/отчуждение
Чувство оторванности от остального мира, своего отличия от других людей и/или непричастности к группе или сообществу.
НАРУШЕНИЯ АВТОНОМИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
(Ожидания, касающиеся самого себя и своего окружения, мешают проявлению способности к сепарации, выживанию, независимому или успешному функционированию. Обычно в семье проявляется гиперопека, подрывающая веру ребенка в свои силы, не поощряется компетентное функционирование ребенка за пределами семьи.)
6. Зависимость/некомпетентность
Убежденность пациента в своей неспособности компетентно выполнять повседневные обязанности без значительной посторонней помощи (например, заботиться о себе, разрешать повседневные проблемы, правильно судить о происходящем, справиться с новым заданием, принимать верные решения). Часто выглядит как нерешительность.
7. Повышенная восприимчивость к ущербу или болезни
Преувеличенный страх того, что в любой момент может разразиться катастрофа, которую пациент не в силах будет предотвратить. Страхи концентрируются на одной из следующих тем:
а) медицинские катастрофы (например, сердечный приступ, СПИД);
б) эмоциональные катастрофы (например, потеря рассудка);
в) внешние катастрофы (например, падение лифта, нападение преступников, авиа катастрофа, землетрясение).
8. Чрезмерная близость/отсутствие самодостаточности
Чрезмерная эмоциональная вовлеченность и близость с одним или несколькими значимыми другими (часто родителями), в ущерб полной индивидуализации или нормальному социальному развитию. Часто включает убежденность в том, что, по крайней мере, один из вовлеченных в отношения индивидов не сможет выжить или не будет счастлив без постоянной поддержки со стороны другого. Может также включать ощущения сдерживания или слияния с другими людьми, а также неразвитую идентичность. Часто переживается как чувство пустоты и дрейфа по течению, в крайних случаях - как бесцельность и ненужность существования.
9. Несостоятельность
Убежденность в неизбежности неудач в настоящем и будущем или в собственной неадекватности по сравнению со сверстниками в различных сферах (школа, карьера, спорт). Часто включает убежденность в собственной глупости, бездарности, отсутствии способностей, необразованности, низком статусе, неуспешности и др.