Какая-то разгадка. Ч.8. Why me?

Sep 12, 2016 21:15

Оригинал взят у adenarzuata в Какая-то разгадка. Ч.8. Why me?
Вопрос "почему это случилось именно со мной?" слегка отдаёт эгоцентризмом. Как будто всё, что случается с человеком, имеет причину в нём самом. Любой камень, о который человек споткнулся, специально лёг на дорогу, предварительно вычислив путь стопы жертвы с помощью экстрасенсорных способностей. По этой логике, чтобы пробиться в жертвы к абьюзеру, нужно быть как минимум Избранной.

Такая постановка вопроса где-то даже оскорбительна для абьюзеров. Делать им больше нечего, кроме как бегать по полями и лесам за какой-то совершенно особенной жертвой. Ну какая ему разница, об кого свои сессии проводить? Его интересует прежде всего содержание сессии, его личные мечты, травмы и переживания. Его интересует сама возможность эту сессию провести. А личность жертвы это такая мелочная мелочь, как, ну я не знаю, цвет обоев в той комнате, где сессия происходит. Обои должны быть ну совсем уж ужасными (или божественно прекрасными), чтобы привлечь хоть какое-то внимание.

Критерий выбора жертвы абьюзера ничем не отличается от критериев обычного карманника. Искать причины абьюза в личности жертвы примерно так же продуктивно, как в цвете кошелька для случая кражи. Или в материале кошелька. В размере. В бренде изготовителя. В валюте суммы, которая в нём находится. В том, в чьих руках он побывал. Но только не в том, что а) в нём были деньги и б) он находился в ситуации, доступной для кражи.

Не, ну при прочих равных карманник может предпочесть кошелек любимого персикового цвета, но уж точно не предпочтёт труднодоступный персиковый кошелёк зелёному доступному. Его интересует прежде всего ситуация, где кошелёк будет в доступе и за кражу никто не настучит по голове. Именно эту ситуацию он мечтает раздуть на всё общество, чтобы люди не осознавали деньги как "своё" и не создавали механизмов, препятствующих воровству. Карманник 80-го уровня видит себя чиновником в обществе, где взятки стали национальной традицией, например.

Абьюзеры - абсолютно здравые люди с хорошо поставленным инженерным мышлением. Я редко видела такое здравомыслие, как у абьюзеров, которые обсуждают, как загнать жертву. Только, пожалуй, у бизнесменов, которые говорят о деньгах, или больных, которые пытаются вылечиться. Когда человек кровно заинтересован в результате, сияние его разума прошибает стены. Только люди, которым не очень нужен результат, могут предпочитать приятные иллюзии неприятным фактам. Работа же на результат волшебным образом способствует прочистке мозгов. Любую правду готовы принять и работать с ней.

При этом, разумеется, абьюзеры всегда приписывают баг отношений жертве. Они любую чушь подхватывают, лишь бы уводила в сторону от истинного положения дел. Им скажи, что они нападают только на людей, у который мигающие антеннки на головах - они с радостью подтвердят. И организуют сайт с конкурсом самых красивых провоцирующих антеннок.

Часто они приводят в доказательство своей нормальности то, что к другим людям, не жертве, они относятся хорошо. А она их, значит, чем-то провоцирует. Вот идёт он по улице, общается со знакомыми и у него не возникает желания обвинить чёрти в чём или ещё как-то поскакать на голове, верно? А пришёл домой и сразу захотелось. Значит, это жертва какие-то флюиды испустила, провоцирующие. Неосознанные абьюзеры в это, кстати, искренне верят.

Если жертва у него и правда одна, ей этот ход мысли может показаться логичным. И она начинает перебирать себя под лупой, по молекуле, надеясь найти этот чип-передатчик провоцирующих флюидов. Если она в своих поисках руководствуется подсказками абьюзера, то видит этим чипом свою отстойность и низкое моральное качество. Ну и впрягается работать над собой. Воз, конечно, остается там, где был, а процесс улучшения себя потенциально бесконечен.

Намбо ту среди подозреваемых на этот чип - травмы детства. Многие жертвы абьюза ищут помощи в психологии и начинают знакомство с ней с психотерапии. Начитавшись историй, где люди нашли причины своих проблем в детстве, они понимают буквально: детство - это какое-то такое волшебное место, откуда идут истоки всего.

Если детство было идеальным, вокруг человека образовывается аура, которая ультразвуком отпугивает грабителей, уклонщиков от алиментов и бешеных собак. Никакой вероятности попадания в травматичную ситуацию. Травмы детства обладают противоположным волшебным влиянием. Они, значиццо, сидят у жертвы где-то в психике, выпрыгивают каким-то образом из неё, вцепляются в партнера, кусают его и тем превращают в абьюзера. О какая у них власть. Даже из святого могут зверя сделать, и пальцем шевелить не надо, эта бесёнок-травма сама выпрыгнет и всё оформит в лучшем виде.

Такие начитанные жертвы не совсем понимают контекст прочитанного. До недавних пор детство было такой же экстремальной ситуацией, как рабство или концлагерь (патриархат, будь ты проклят), а взрослые имели больше свободы. В психотерапии свободные люди работают над последствиями травматичных ситуаций. Нельзя калькировать буквально - "детство - уязвимое состояние", "взрослый - неуязвимое состояние", в конкретной биографии всё может быть наоборот. В детстве в попу целовали, а вышла за козла или попал в тюрьму.

Работа с посттравмой и работа по выходу из травматичной ситуации - разные вещи. Для тех, кто находится в ситуации насилия прямо сейчас, психотерапия не показана. Разница тут вот в чём: если человек боится угроз ножом - с его психикой всё в порядке. Психотерапию имеет смысл подключать, если он после давешнего нападения боится любого ножа на его собственной кухне. Если безопасности сейчас нет, над чем работать психоаналитику? Над разумными психзащитами в ужасных условиях? Снять их и сделать хуже, подставить под удар? Снять страх удара ножом, пусть себе полезет на рожон и будет убит?

По мнению любителей попсового психоанализа, травма - это прям единственная и фундаментальная причина абьюза. Да нет. Сопутствующая и возможная, не более. Если человек после травмы озверел, так его все абьюзеры десятой дорогой будут обходить. Он-то, может, и гоняется за ними, хотел бы травму отыграть, у него гештальт незавершенный, но абьюзеры помогать ему в этом не торопятся. А если после травмы потерял опоры, изолировался от общества, приобрел комплексы - тогда да, абьюзеры подтянутся.

Точно так же и отсутствие травм детства не панацея от попадания в абьюзерские лапы. Обстановка может быть настолько благоприятной, что человек насилия и не видел никогда, и тогда у него навыков защиты себя нет (абьюзеры уже на низком старте). Иногда пребывание в здоровой обстановке способствует усвоению навыков ассертивности, но в общем случае это опция. Да и навыки эти дело такое, они узконаправленны чаще всего, не дают какого-то непробиваемого скафандра.

Абьюзеры могут использовать последствия травмы как зацепки для вовлечения в ситуацию насилия, и то, если умеют. Но зачем циклиться именно на этом способе, если кругом столько других замечательных рычагов подавления людей? Послушать любителей психоанализа, так каждый абьюзер документы на психотравмированность проверяет, перед тем как лишить премии, взять в плен или потащить в кусты. Оприходовать целку ему религия не позволяет.

Честно говоря, я не очень понимаю, как можно верить во всю эту мистическую чушь, когда существует масса литературы по обучению абьюзу. Как модно было говорить раньше - по манипулированию людьми. Там цинично и откровенно рассказывалось, как выбрать жертву, и ни про какие виктимные антеннки там речь не шла. Ладно сейчас эта литература трансформировалась, пригламурилась, прикрылась всякими там виктимблейминговыми Ведами, но та ведь тоже не испарилась.

Что же на самом деле провоцирует абьюзера? Многие из них и правда себя не понимают, почему к одним людям они относятся ровно, а с другими им хочется выкидывать коленца и ходить ходуном. Механизм этой "провокации" можно отследить, например, на феномене возвращения бывших. Многие отмечают, что, пока они были в любовной зависимости, их ни во что не ставили. Зато когда они начали восстанавливаться после разрыва, абьюзер возник из ниоткуда и на них тут же свалились права человека. Они стали в ряд с теми, кого он уважал и любил, кому они страшно завидовали, когда были жертвой.

Но ведь они не изменились. У них тот же набор психотравм, виктимность, отстойность, мигающая антеннка. У абьюзера к ним всё тот же гигантский счёт за обиды, всё столько же предъяв по поводу качества. Почему же все это вдруг перестало "провоцировать"?

Этим тумблером управления бывшими даже искусственно поклацать можно (если не страшно), наблюдая, как меняется выражение его лица.

Брошенная: у меня своя сложившаяся жизнь. я никогда к тебе не вернусь.
Бывший: о, аморэ миа беллисима перфекто белокурая жазиль... я буду любить тебя всю жизнь! как я мог не ценить тебя, прекраснейшее создание вселенной? я прозрел!
Брошенная: я так ждала этих слов! я тебя люблю и не могу без тебя.
Бывший: да кому ты нужна, жирная лахудра?
Брошенная: блять, опять это всё по кругу. иди на хуй!
Бывший: гы-гы-гы, купилась, гы-гы-гы
Брошенная молчит. Месяц.
Бывший: ты чё, обиделась?
Брошенная молчит еще месяц. Выкладывает в соцсети фотку с красивым парнем.
Бывший: не знаю, что на меня нашло. прости меня, моя белиссима перфекто!
Брошенная: на хуй иди.
Бывший: я много думал! я изменился! ты лучшее, что было у меня в жизни!
Брошенная: я на это больше не куплюсь. нахуй - это там.
Бывший: все это время я так тосковал по тебе... я без тебя погибаю...
Брошенная: правда, что ли?
Бывший: только такая дура, как ты, могла мне поверить)))

Слова бывшего выглядят манипуляциями, осознанным разводняком на эмоции. Это действительно так в том случае, когда абьюзер уверен, что жертва у него в любовной зависимости. Тогда он может играть в подобные садистичные игры. Но. Если он знает, что жертва уже освободилась, и тот парень на фотке - не фикция, чтобы его подразнить, там действительно отношения и зависимости больше нет, он выходит из своего абьюзерского транса. В нормальном состоянии он может трезво оценить, что и правда эти отношения были лучшими в его жизни (или так же трезво оценить, что они ему не нужны). Ну и может пытаться восстановить отношения, "осмыслив опыт". Правда, если отношения восстановятся, он снова улетит в транс и все начнется по новой.

Как мы видим, на самом деле абьюзера провоцирует:
а) Ситуация зависимых отношений. Любовных, экономических, физических - не имеет значения. С вами, Машей, Глашей или свинкой Пепой - не имеет значения.
б) Степень его голода по абьюзу. Если у него дыра в душе, которую он заполняет абьюзом, он абьюзит везде, где не дадут в дюндель (и даже там, где дают, дюнделем жертвует). Если у него особых дыр нет и аддикция в ранней стадии, он может абьюзить одну жертву, и игнорировать другие ситуации зависимости.

Можно придумать еще много ситуаций, когда к одному и тому же человеку абьюзер относится по-разному. Абьюзера провоцирует СИТУАЦИЯ, в которой они оба находятся. Роль личности жертвы косвенная, она влияет ровно настолько, насколько способствует попаданию в такую ситуацию. Никакие другие личностные факторы значения не имеют, пора отставить лупу и перестать их искать. Когда абьюзеры ищут, кому бы рассказать, какие те отстойные, они же ищут не отстойных. Они ищут тех, кто находится в такой ситуации, где не сможет настучать по ушам за оскорбление. Отстойность как таковая (качество человека) за рамками критериев поиска.

Из этого следует вывод: с абьюзером опасно создавать доверительные связи. Они превратят его в зверя. Не вы, не ваши травмы, не ваше высокое/низкое качество, не моральная неидеальность, не цвет глаз и волос. А ситуация, где он должен вам денег, где вы хотите его верности, где от него зависит половина рабочего проекта. Если у абьюзера есть жертва, он может быть безопасен для остальных окружающих, но если связь с ней разлаживается, он начинает нападать на других людей.

Наблюдая осиротевшего абьюзера в поисках новой жертвы, можно окончательно избавиться от иллюзий, что его поиск направляется какими-то волшебными антеннками. Кто под руку попался, с кем знаком, к тому и лезет. Часто это его друзья. Если они знали о ситуации абьюза, их обычно очень удивляет, как это они вдруг переместились из категории неприкасаемых любимцев в жертвы. Они ж свою неприкосновенность относили к своей личности. Она у них какая-то такая, которая то ли не провоцирует его, то ли пугает. Нет в их чистых душах этого лоховского компонента. Ага-ага. Иногда изменение отношения удивляет настолько, что глазам своим поверить не могут и пытаются вернуть былое. Былое, возможно, вернётся, если вернётся прежняя жертва. Если этого не произойдёт - добро пожаловать в абьюз.

абьюз, насилие, adenarzuata

Previous post Next post
Up