Marquis de Sade: Justine (Jesús Franco, 1968)

Jul 16, 2024 01:15




Две осиротевшие сестры, выйдя из монастыря, каждая идёт по жизни своим путём. Старшая Жюльетта добровольно окунается в мир греха. Младшая же Жюстина, поборница невинности и морали, с ужасом осознаёт, что в окружающем её мире подобные добродетели считаются глупостью, а всякий встречный-поперечный намеревается её совратить…

С 1967 по 1970 год Франко снимает для продюсера Гарри Алана Тауэрса девять фильмов (начиная с «Крови Фу Манчу» и заканчивая «Графом Дракулой»). Это - четвёртый их фильм. Их совместное творчество больше похоже на работу по найму: Франко воплощает честолюбивые фантазии Тауэрса. Из девяти картин пожалуй только «99 женщин» можно считать по-настоящему фильмом Франко (ну и, вероятно, «Венеру в мехах»). С другой стороны Франко имеет возможность создать себе полноценное имя в истории кино, так как (с барского плеча Тауэрса) у него появляется возможность поработать с именитыми актёрами (Кристофер Ли, Мария Шелл, Мерседес Маккембридж, Герберт Лом, Клаус Кински, Джек Пэленс, Джордж Сандерс, Деннис Прайс, Аким Тамирофф, Сильва Кошина), к которым обязательным довеском прицеплялась супруга Тауэрса Мария Рём.

Повествование делится на три неравные части: короткая история Жюльетты, длинная (основная) часть - тернистый путь Жюстины, короткая (но вероятно не до конца реализованная), обрамляющая часть - о сидящем в камере де Саде, рассказчике. Честно говоря, у меня есть подозрение, что эта часть - полностью произвол Франко, которая едва ли вписывается в сюжет (довольно и закадрового текста), но интересна именно пластически: Кински не произносит ни одного слова, все его действия - это метания в клетке и бешеное, хаотичное писание романа. Сцена строится на контрасте глубокого чёрного окружения и белых парика и рубашки маркиза. Франко любил такие цветовые нюансы. Другие игры с цветом щедро рассыпаны по всему фильму: помимо естественных цветов Франко использует фильтры в духе Марио Бавы, противоестественно раскрашивая пространство кадра.

В целом сюжет в идейном плане далеко уходит от собственно романа де Сада. Жанрово - это скорее похоже на комедию положений (например в 1975 году знаменитый шведский порнограф и будущий знаменитый оператор Мак Альберг снимет эту же историю как полноценную комедию) с элементами мелодрамы. Сценарий ходит вокруг да около перипетий романа, даже близко не приближаясь к вычурной порочности его персонажей. К тому же финал изменён на совершенно противоположный по смыслу. Чья в этом заслуга - не знаю.

Современному зрителю за 40 особой пикантности добавляет тот факт, что главную роль исполнила шестнадцатилетняя дочь Тайрона Пауэра, будущая синьора Карризи и исполнительница «Феличиты» - Ромина Пауэр. Как я понял, Франко был не в восторге от навязанного продюсером выбора: актриса она, прямо скажем, никакая.




















































jesus franco, klaus kinski

Previous post Next post
Up