Вводные данные
Не так давно параллельно с выборами президента РФ прошли выборы депутатов муниципальных собраний города Москвы. Как я понимаю, мой район Тропарево-Никулино, стал одним из немногих муниципальных собраний, где численность членов Единой России, скрывающихся под видом самовыдвиженцев оказалась минимальной - прошел всего один человек.
Вообще, в мое муниципальное собрание прошло 4 представителя Справедливой России, двое от КПРФ, 1 от Единой России, остальные беспартийные самовыдвиженцы.
Кроме того, в списках прошедших самовыдвиженцев значится Владимир Гарначук, который вызвал у меня доверие и кому я отдал единственный голос на муниципальных выборах, хотя мог отдать 3-м кандидатам.
Понимая, что муниципалитеты сейчас играют минимальную роль в жизни районов и надеясь, что рано или поздно законы о местном самоуправлении изменятся в сторону реального самоуправления, я решил провести небольшую работу по созданию некоторых методических материалов относительно открытости и прозрачности деятельности муниципальных депутатов и подчиненным их лиц для граждан, которые их выбрали, а также по внедрению механизмов электронной демократии в рамках даже тех скудных полномочий, которые муниципальные депутаты сейчас имеют.
Кстати, краткую историю местного самоуправления в России, я советую прочитать тут, сам лучше не напишу, а вопрос достаточно интересный.
Цели, которые я преследую при написании этой статьи и при будущей работе с муниципальными собраниями, если она сложится, я попытался описать тут:
- Улучшение жизни района
- Расширение полномочий муниципального образования
- Поручения со стороны правительства Москвы
- Получение муниципалитетом функций управы и иных государственных органов.
- Создание дополнительных функций внутри муниципального образования, не регламентированных законом
- Пропаганда открытости и прозрачности муниципального управления на уровне Москвы, Санкт-Петербурга и в целом по стране
- Моральная и информационная подготовка муниципальных депутатов будущего созыва.
- Повышение значимости муниципальных депутатов.
- Разъяснение доступных полномочий и компетенции муниципальных депутатов.
- Подготовка граждан к процессам самоуправления и вовлечение граждан в процессы самоуправления
- Создание стандарта «де-факто» и «де-юре» МСО по открытости и прозрачности ведения деятельности
- Выпуск коробочного свободного программного решения для портала муниципального образования с функциями публикации открытой информации о деятельности муниципального образования, районе, доступными для граждан формами участия в процессах самоуправления муниципальным образованием.
Структура местного самоуправления
Что касается структуры местного самоуправления, то в соответствии с московским законодательством она достаточно простая:
К органам местного самоуправления относятся:
представительный орган местного самоуправления - муниципальное Собрание, образуемое в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы, Уставом муниципального образования;
исполнительно-распорядительный орган - муниципалитет, образуемый в соответствии с настоящим Законом, Уставом муниципального образования;
другие органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с Уставом муниципального образования.
Другие органы местного самоуправления это всевозможные рабочие группы, комитеты и комиссии, созданные для решения конкретных вопросов, находящихся в компетенции местного самоуправления и полностью подотчетны им.
Функции и полномочия муниципальных образований
Если исходить из многочисленных интервью и публикаций о местном московском самоуправлении, то обычно выделяют следующие виды деятельности для органов местного самоуправления - муниципального собрания и муниципалитета, а именно:
- опека и попечительство
- досуг и проведение различных праздников местного масштаба
- спортивная жизнь, в т.ч. функционирование спортивных площадок, проведение местных соревнований и т.д.
Хотя
московский закон о местном самоуправлении говорит нам следующее:
Статья 8. Предметы ведения муниципального образования
1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, установленные настоящим Законом, а также отдельные полномочия города Москвы (государственные полномочия), которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
2. К предметам ведения муниципального образования относятся:
1) принятие планов и программ развития муниципального образования в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы, градостроительными планами развития территориальных единиц города Москвы, иной градостроительной документацией города Москвы, утвержденной в установленном порядке; организация реализации указанных планов и программ;
2) утверждение положения о бюджетном процессе и местного бюджета, исполнение местного бюджета, утверждение отчета о его исполнении в соответствии с законодательством;
3) установление порядка владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы, правовыми актами органов местного самоуправления;
4) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных предприятий и учреждений, назначение и увольнение их руководителей; осуществление в соответствии с законодательством контроля за состоянием учета и отчетности на муниципальных предприятиях и в учреждениях, содействие органам государственной статистики;
5) внесение в органы исполнительной власти города Москвы предложений по строительству на территории муниципального образования социально значимых объектов согласно градостроительным нормативам и правилам города Москвы на основе утвержденных в установленном порядке Генерального плана развития города Москвы, градостроительных планов развития территориальных единиц города Москвы и иной градостроительной документации;
6) учет жителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и принятие решений о предоставлении жителям жилых помещений в жилищном фонде, находящемся в муниципальной собственности, в соответствии с правовыми актами города Москвы;
7) содержание, использование и распоряжение жилищным фондом и нежилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, в соответствии с законодательством;
8 ) внесение в органы исполнительной власти города Москвы предложений по организации и изменению маршрутов, режима работы, остановок наземного городского пассажирского транспорта;
9) содействие организации регистрации животных в соответствии с законами города Москвы;
10) организация содержания и эксплуатации объектов социальной сферы, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, находящихся в муниципальной собственности, и закрепленных за ними земельных участков в соответствии с правовыми актами города Москвы;
11) осуществление мероприятий по сохранению памятников истории и культуры местного значения в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы, развитие местных традиций и обрядов;
12) принятие решений о разрешении вступления в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет, в порядке, установленном семейным законодательством Российской Федерации;
13) организация и осуществление опеки и попечительства;
14) принятие решений по охране имущественных и неимущественных прав и интересов несовершеннолетних в соответствии с федеральным законодательством;
15) организация местных и участие в организации и проведении городских праздничных и иных зрелищных мероприятий, согласование места, времени и порядка проведения зрелищных и общественно-политических мероприятий в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы;
16) во взаимодействии с государственными органами осуществление контроля по вопросам использования земель, благоустройства, санитарного состояния, противопожарной безопасности; участие в реализации мероприятий в области обороны, защиты жителей и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в порядке, установленном федеральным законодательством, нормативными правовыми актами города Москвы;
17) содействие развитию малого бизнеса на территории муниципального образования;
18) организация первичных мер в области пожарной безопасности, обороны, защиты населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы;
19) информирование жителей о деятельности органов местного самоуправления, содействие средствам массовой информации, оказание помощи в материально-техническом обеспечении их деятельности;
20) участие в организационном, информационном обеспечении проведения выборов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления, референдумов Российской Федерации, города Москвы и местных референдумов в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы; проведение работы по повышению правовой культуры избирателей;
21) содействие созданию и деятельности территориальных общин и органов территориального общественного самоуправления, взаимодействие с ними и осуществление контроля за деятельностью комитетов (советов) в части переданных общине полномочий, осуществление иных полномочий, связанных с деятельностью территориальных общин, в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы, взаимодействие с органами жилищного самоуправления;
22) взаимодействие с общественными организациями, действующими на территории муниципального образования;
23) образование и организация деятельности комиссий органов местного самоуправления муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы, Уставом муниципального образования;
24) иные полномочия, установленные законами города Москвы.
3. Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению органов государственной власти города Москвы, при наличии собственных материальных и финансовых средств.
Является ли эта разница в компетенции по закону и по факту следствием «сращивания» муниципальных образований с органами власти, или так происходит в связи с какими-либо законами или нормативными актами, придется выяснить нашим депутатам в ближайшее время, если среди них не найдется конечно достаточное количество «оборотней» для блокирования любых гражданских инициатив.
Кстати, если брать все функции МСУ по России в соответствии с федеральным законом, то там есть такие полезные компетенции как:
4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;
7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;
15) создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
и множества других, полный список которых можно посмотреть в
131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Конечно, даже реализации всех полномочий из этого закона кажется мало. В реально работающей модели муниципального самоуправления также кажется необходимым наличие своей подотчетной муниципальной полиции, а также полная передача полномочий и компетенции управ и префектур органам местного самоуправления.
Кто если не муниципалитет?
Как мы видим, многие функции муниципалитетов в соответствии с федеральным законом в Москве были обрезаны региональным законодательством.
В соответствии с
Уставом города Москвы исполнительным органом являются префектуры и управы.
Статья 46. Территориальные органы исполнительной власти города Москвы
1. В административных округах и районах города Москвы образуются территориальные органы исполнительной власти - префектуры административных округов и управы районов (далее - префектуры, управы).
2. Префектуры, возглавляемые префектами административных округов, осуществляют в пределах установленных правовыми актами города Москвы полномочий контрольную, координирующую и исполнительно-распорядительную деятельность на территориях административных округов города Москвы.
3. Управы, возглавляемые главами управ, осуществляют в пределах установленных правовыми актами города Москвы полномочий исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территориях районов города Москвы.
4. Префекты административных округов и главы управ назначаются на должность и освобождаются от должности Мэром Москвы.
5. Положения о префектурах, управах утверждаются Правительством Москвы.
Подробнее о функциях префектур и управ можно прочитать в
Постановлении Правительства Москвы № 157-ПП от 24 февраля 2010 года «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы» Кстати, в самом этом постановлении есть еще некоторые пункты, которые свидетельствуют о полномочиях муниципального собрания, а именно:
1.4. Префектура осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти города Москвы, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления), юридическими и физическими лицами, общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями.
2.3.10. Вносит в префектуру административного округа согласованные с муниципальным Собранием предложения по вопросам целевого назначения нежилых помещений, расположенных в жилых домах и находящихся в собственности города Москвы.
2.6.4. Организует в районе работу по упорядочению размещения сети объектов торговли и услуг (кроме центральных магистралей, 25-метровой зоны станций метрополитена, объектов городского и федерального значения) с сохранением комплекса услуг социальной направленности, соблюдением градостроительных и санитарных требований соответствии с правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. Вносит в префектуру административного округа согласованные с муниципальным Собранием предложения по размещению нестационарных объектов мелкорозничной сети, (кроме информационно-кассовых порталов, типовых нестационарных пунктов реализации проездных билетов на наземный городской пассажирский транспорт, распространителей печатной продукции с рук), а также платежных терминалов.
2.6.12. Вносит в префектуру административного округа согласованные с муниципальным Собранием предложения по размещению во вновь образованных нежилых помещениях (в т.ч. на базе реконструированных (построенных ЦТП) комплексных объектов по представлению социально значимых услуг населению по месту жительства.
Данные, которыми обладают муниципальное образование и которые необходимо раскрывать
Давайте попробуем исходя из существующих законодательных актов понять какими данными обладают органы муниципального самоуправления, которые мы как граждане и избиратели имеем право знать.
Я набросал небольшое древовидное представление этих данных, в принципе, не претендую на полноту, очевидно, что и по существующим пунктам необходимо давать некоторые уточнения.
- Информация о районе
- Общая информация
- Объекты культуры
- Спортивные объекты и объекты досуга
- Образовательные объекты
- Иные социальные объекты района
- События района
- Прошедшие
- Будущие
- Текущие законы, нормативы, регулирующие деятельность муниципального образования, в т.ч.
- Функции и полномочия муниципального образования человеческим языком
- Информация о муниципалитете
- Должностные лица
- Структура
- Данные о депутатах
- Биография
- Образование
- Служба в армии
- Текущая деятельность
- Партийная принадлежность/принадлежность к общественным организациям/беспартийность.
- Официальный сайт
- Страницы в социальных сетях, RSS.
- Комиссии и рабочие группы, должность.
- Деятельность депутата (страница со всеми инициативами, обращениями и активностью депутата)
- Графики приема граждан
- Обращения граждан (по просьбе граждан) и результаты
- Бюджет
- Данные о бюджете со всевозможными разрезами и направлениями трат. Т.е. по сути все траты и доходы местного бюджета - открытый бюджет.
- Муниципальные заказы
- Все победители тендеров и участники тендеров с фамилиями директоров.
- Бюджеты муниципальных учреждений, предприятий и организаций.
- Правовые акты органов местного самоуправления
- Правовые акты, проекты, результаты экспертизы
- В случае, если проходили слушания по вопросам, то их расшифровка и протокол собраний
- Обращения граждан (по просьбе граждан) и результаты
- Проекты правовых актов, внесенных гражданами (народная правотворческая инициатива)
- Муниципальная собственность
- Имущество муниципального образования, а также его адреса расположения и статус.
- Муниципальные учреждения, предприятия и организации
- Учредительные документы
- Фамилии руководящего состава
- Тарифы на их продукцию и услуги
Этот список можно брать за основу создания портала по открытым данным муниципалитета.
Формы взаимодействия с гражданами
По моему мнению даже в текущей ситуации с муниципальным самоуправлением необходимо развивать следующие направления работы с гражданами:
1. Повышение известности.
Сейчас о существовании муниципалитета граждане Москвы, живущие на территории муниципалитета, узнают только раз в 5 лет, приходя на избирательные участки. Иных признаков деятельности муниципалитета увидеть нельзя. Даже перед выборами и на выборах, когда выбирают муниципальных депутатов складывается достаточно сюрреалистическая картина существования «параллельного мира». Т.е. есть какое-то собрание, куда избираются какие-то люди. Зачем они это делают доподлинно неизвестно, можно только предположить, что и там можно что-то украсть, поэтому они туда и прут. Разбираться особого желания ни у кого не возникает, поскольку влияния работы муниципалитета на нашу жизнь не замечено. Поэтому избиратель обычно берет бюллетень и смотрит партийную принадлежность. Те, кто состоит в неприятных для избирателя партиях сразу выкидываются из кандидатов на голос, по остальным просматривается: кто такие, какие должности занимают, осуществляется попытка понять удаленно, может ли этот человек быть хорошим человеком или нет. Ну или просто может понравится фамилия, такое тоже бывает. Так и происходит выбор, за кого голосовать в муниципальное собрание.
Для становления местного самоуправления в Москве необходимо повысить известность органов муниципального образование и ясно обозначить его функции, а также донести до граждан, как работа муниципалитета может влиять на нашу жизнь. Для этого стоит использовать все доступные механизмы освещения работы муниципального образования, как в онлайн, так и в оффлайне.
2. Повышение доверия
Допустим считаем, что граждане знают, что существуют муниципалитеты, даже они уже знают, какие примерно функции муниципалитеты выполняют. Все равно для формирования серьезного отношения к управлению на местах необходимо показать, что муниципальные собрания и муниципалитеты на что-то влияют, причем учитывая интересы граждан. При существующей политической обстановке в Москве, когда главенствуют настроения разочарования в политике и политиках, необходимо осуществить полную открытость перед гражданами, обеспечить максимальный диалог и учет результатов этого диалога.
3. Вовлечение граждан в работу муниципального образования.
Рано или поздно любое гражданское давление дает свои плоды. И если мы хотим действительно развивать местное самоуправление, то нам необходимо привлекать граждан к работе в муниципалитете в рамках тех полномочий, которыми наделен муниципалитет. С одной стороны подобные действия будут способствовать повышению известности и доверия, с другой стороны позволит показать важность муниципального самоуправления, а также поможет охватить большее количество проблем за счет краудсорсинга. Ну и наконец-таки в какой-то момент подобные инициативы позволят расширить как полномочия и компетенции самих органов муниципального самоуправления, так и полномочия по контролю за действиями государственных структур в нашем районе (управа, префектура).
Что же касается непосредственно форм взаимодействия с гражданами с точки зрения технологий, то тут в общем виде можно выделить следующие этапы:
1. начальное появление - развернуто онлайновое присутствие в сети Интернет органов самоуправления;
По сути это наличие во всех социальных сетях своих представительств, как самих органов (муниципальное собрания, муниципалитет), так и депутатов с непрерывным циклом общения с гражданами, как на личные, так и на официальные темы.
2. интерактивное взаимодействие - гражданам предоставляются сервисы не только общения с депутатами и чтения поступающей информации, но и возможность участвовать в определенных проектах. Это могут быть как картографические сервисы (например, на базе ushahidi, или Яндекс.Карты, гуглокарты, OSM), так и краудсорсинговые сервисы текстовой или визуальной информации (например, голосования по различным вопросам, е-петиции, системы совместного принятия решений или детекции проблем, не накладывающиеся на карту)
3. проведение транзакций - получения каких либо муниципальных услуг или реализации каких-либо прав на местном уровне через сеть, когда эти транзакции и «де-факто» и «де-юре» легитимные
4. полное взаимодействие - полная интеграция электронных услуг и реализация прав в пределах муниципального образования.
Также отдельно стоит выделить направление работы по контролю за деятельностью государственных органов в нашем районе через сетевые проекты, созданные Правительством Москвы, а именно:
gorod.mos.ru,
doroga.mos.ru,
budget.mos.ru Для того, чтобы конкретнее определить какие проекты и с каким функционалом необходимо создавать для реализации eParticipation, необходимо составить карту компетенции органов муниципального самоуправления.
Карта компетенции органов местного самоуправления
Как я уже говорил, для того, чтобы понять какие механизмы вовлечения граждан в работу муниципального образования можно и нужно использовать, необходимо составить карту компетенции муниципалитетов и муниципальных собраний. Данные компетенции желательно описать понятным для человека языком (не юридическим!).
Причем мое предложение также заключается в следующем: сейчас основными документами описывающими функционирование муниципального образования в Москве являются 131-ФЗ, Закон о местном самоуправлении города Москвы и Устав города Москвы. Исходя из этого документа считаю необходимым разделить компетенции на 4 категории:
- Компетенции уже находящиеся полностью в ведении муниципального образования
- Компетенции, находящиеся в ведении муниципального образования, но не используемые в результате «сращивания» муниципалитетов и органов управления Правительства Москвы (префектуры, управы).
- Компетенции, следующие из федерального закона, но отмененные московскими нормативными актами
- Компетенции, которые не описаны федеральным законодательством, но которые необходимо получить муниципалитету (например, муниципальная полиция)
По каждой компетенции из каждого пункта необходимо также раскрыть:
- Документы, использующиеся для осуществления данной компетенции (все, начиная от планирования, заканчивая бюджетными отчетами)
- Возможные механизмы участия граждан в работе по данной компетенции
- В случае, если компетенция находится в 131-ФЗ, но отменена Москвой - какими нормами она установлена, какими отменена, кому из государственных органов она передана и на каком основании.
- Для каждой компетенции из 4-го пункта предыдущего списка необходимо определить какими документами она регламентирована и в чье ведение передана.
В результате составления подобной карты компетенции, мы сможем выстроить необходимые механизмы взаимодействия с гражданами по уже полученным компетенциям и составить план действия по получению дополнительных полномочий.
В случае, если подобные инициативы вызовут интерес у выбранных муниципальных депутатов "свободных муниципалитетов", то предлагаю провести очную встречу, понять совместные желания и возможности и начать реализовывать наши инициативы.
Список ссылок и документов
Историческая справкаФедеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Закон города Москвы об организации местного самоуправления в городе МосквеУстав города Москвы