Второй раз в Токио я оказалась практически по служебному делу - пригласили на симпозиум, который организовывал ДААД. Опять оплатили дорогу, и в этот раз даже не поскупились на проживание - у них как раз оставался заказанный номер в двух шагах от штаб-квартиры ДААД, т.е. в самом сердце Токио, в квартале посольств, в котором иначе я никогда бы в жизни не остановилась.
У меня в Токио из больших туристических мест осталась не выполненной одна - поездка в Йокогама. Уверена, коренного йокогамчанина :) такая формулировка бы покоробила, но никуда уже не денешься от географического факта: два самых больших городах Японии расположены в 30 минутах езды друг от друга.
Больше всего меня интересовала Йокогама вечерняя, ведь вид этого порта занесен в список достояний Японии. У японцев вообще огромное количество списков: самые красивые замки, самые красивые виды, самые главные виды, священные горы... все и не посетишь. А кроме того сердце начинало биться чаще при мысли, что тут жил и с этого города начал свое плодотворное сотрудничество с Японией Эраст Петрович Фандорин. Пусть даже его никогда не существовало :)
Сразу после приезда, выйдя из очередного бесконечного торгового центра, в который выводила ветка метро, я прочувствовала великую мудрость: здесь вам не тут) Казалось бы можно и не заметить, что переехал уже в другой город, но почему-то это чувствовалось сразу. Безошибочно уловимые курортная нега и ничегонеделанье сразу же отличали этот огромный порт от собранной и деловитой столицы. Хотелось просто стоять на каком-нибудь очередном мосту, наблюдать за колесом обозрения на соседнем берегу канала, вдыхать соленоватый воздух, все время напоминающий о близости океана, и наслаждаться жизнью и тем, что она привела тебя сюда. В центре Йокогамы несколько островков отведены исключительно под потребительство: шоппинг-моллы, кафе-рестораны. Вдоль этих громад выходишь к двум оставшимся со времен начала эпохи Мейдзи европейским постройкам красного кирпича, бывшие торговые склады. Рядом с ними в тот день был рынок, везде сновали туристы и продавцы, в воздухе пахло какой-то наверняка очень вредной и неимоверно вкусной едой.
В один из магазинов я зашла с мыслью "ну я только посмотрю" и едким комментарием откуда-то из глубины моей головы "ага, конечно". Этот едкий голос почти всегда оказывается прав, так что из магазина я вышла с новыми штанами :) Потом зашла в торговый центр купить мороженое и, проходя по одному из переходов, остановилась от удивления. Я была уверена, что мое подсознание ,соскучившееся без знакомых ориентиров, обманывает меня, ведь не может же на самом деле в торговом центре в Йокогаме существовать небольшой магазинчик фирмы Рошен? Однако, присмотревшись, пришлось поверить своим глазам, потому что и фантики, и названия совпадали. Когда милая девушка западной внешности протянула мне конфетку, я поблагодарила ее на русском и не ошиблась. Это был первый раз за 3 недели в Японии, когда я разговаривала по русски не с телефоном или ноутбуком.
Потом я пошла дальше вдоль набережной.
Для пешеходов променады на разных островках соединены длинным мостом над проезжей частью и водой, с которого открывается красивый вид на деловой центр города с огромной четырехугольной башней.
Мост заканчивается как раз у той набережной, с которой открывается вид-достояние Японии. пока я шла вдоль берега ничего такого уж примечательного мне на глаза не попалось, пока я не догадалась обернуться. И тут я вынуждена с японцами согласиться: центр города Йокогама выглядит очень внушительно.
Мой путь лежал теперь направо от берега, в глубь города, чтобы найти остатки первый европейских поселений. Для этого нужно было подняться на холмы, окружающие Йокогаму с востока. Первой на глаза мне попалась вопреки исторической логике последнее пристанище многих искателей новой жизни: Йокогамское кладбище для зарубежных гостей города. Хотя кладбище было уже закрыто, вход в него находится на возвышенности, и оттуда открывается прекрасный вид как на само кладбище, так и на йокогамскую бухту. Поневоле задумаешься, глядя на кресты на фоне далеких воды и неба, какая интересная судьба сложилась у этих людей. Кто из них мог представить в начале своей жизни, что его последним пристанищем станет этот тогда небольшой городок на самом краю мира, окруженный тогда совсем неизведанной Японией?
Рассматривая индустриальный пейзаж огромного порта, я думала, хватило ли мозгов у командора Перри хотя бы чуть-чуть подумать о том, имеет ли он право вторгаться в чужую страну со своим американским уставом. Что было бы здесь, если бы Япония открылась миру позже? Или он, как и другой американец, чьими руками Япония была изменена навсегда в небе над Хиросимой, мог бы ответить, что лишь выполнял приказ - думают за него пусть другие?
Дальше за кладбищем я уже начала находить следы европейского пребывания 150летней давности. Очаровательные маленькие домики казались здесь перенесенными даже не из Европы, а из европейской сказки. Крохотные, и от того еще более милые, они соревновались, кто соберет больше архитектурных изысков. Большая часть, конечно, это реконструкции, Йокогама в 20 веке ведь была разрушена дважды: землетрясением, почти сравнявшем с землей и Токио, и войной.
Спустившись с этих холмов, я направилась в Чайнатаун, самый большой в Японии, и, говорят, во всей Азии. Как раз смеркалось, загорались огни, народ начал подумывать об ужине и пока неторопливо подбирал вариант, поэтому толпы у входов в злачные места были все еще больше чем внутри. На фоне темнеющего неба зажглись красные фонарики, завлекательно пахло чем-то непонятным, но явно вкусным и нездешним. Вокруг сверкали огнями магазинчики, зазывалы приглашали узнать свою судьбу, прочитанную по ладони каким-нибудь Чуань-Ли, хиромантом в 15ом поколении, у лесенок на второй этаж висели приглашения на массаж, а если свернуть в совсем узенькие переулки, то картинки на этих приглашениях становились чуть откровеннее.
Выбравшись из переулков Чайнатауна, я по уже знакомому променаду возвращалась к вокзалу. Теперь Йокогама лежала передо мной во всей своей неоновой красе на фоне темно-синего неба.
Я притормозила у фонтана в парке. От него веяло свежестью, в рассеянном луче желтоватой подсветки порхали водяная пыль, из-за деревьев можно было рассмотреть старомодное здание ресторана. Почему-то мне показалось, что там просто обязан играть свинг или джаз, а вся эта картина была проникнута духом 20х годов. Почему бы Вуди Аллену не снять свой следующий фильм про эту эпоху в Йокогаме, если уж он наигрался с Европой и вернулся в Америку? Декорации уже готовы.