Святой праведный Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе"

Jul 02, 2012 14:06

744. Ты озлобляешься на ближнего, презираешь его, говорить с ним мирно и любовно не хочешь за то, что он имеет нечто грубое, отрывистое, небрежное, неприятное тебе в своем характере, в своей речи, в своих манерах;
за

то, что он сознает свое достоинство, быть может, и больше надлежащего или что он несколько горд и непочтителен; но ты виновнее его, врач и учитель ближнего: врачу, изцелися сам (Лк 4,23); учитель, научись сам. Злоба твоя есть горшее зло всякого зла; злобой разве можно исправлять зло? Имея бревно, разве можно вынимать у другого спицу? Зло, недостатки исправляются добром, любовью, лаской, кротостью, смирением, терпением. ...  исторгни всякую гордость и злобу на ближнего, нетерпение и ярость, и тогда врачуй других. А то покрывай снисходительной любовью грехи других. Аще беззакония все назриши в ближнем, что будет? Вечная вражда и нестроение, ибо кто без греха. За то и повелено нам оставлять долги должникам нашим, ибо если наши беззакония назрит Господь, кто из нас постоит (ср.: Пс 129,3) пред правдой Его? Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный (Мф 6, 14). На трапезе любви бываем у Самой воплощенной Любви, а любви не имеем друг к другу. Странное дело, и заботы о сем нет. А сама любовь без нашего усердия, и старания, и деятельности не придет.

754. Ближнего благочестивого славишь - Бога славишь; ближнему делаешь добро - себе делаешь добро, ибо мы - одно тело; ближнему делаешь добро - Бога делаешь должником себе, ибо  ближний - образ Божий, а Бог - всё во всех. Христианину делаешь добро - Христа, Сына Божия,  делаешь должником себе, ибо христиане - тело Его, члены Его. Христианиа одолжаешь - Духа Святого одолжаешь, ибо христиане - храмы Святого Духа. Не весте ли, яко храм Божий есте, Дух Божий живет в вас? (1 Кор 3, 16).

758. Христос, Сын Божий, святейший Бог, не стыдится братию нарицати  нас, грешников (Евр 2, 11), а ты не стыдись называть братьями и сестрами, по крайней мере, бедных и незнатных, простых людей, родственников по плоти или неродственников, и не гордись пред ними, не презирай их, не стыдись их, ибо мы все действительно во Христе братья, все отрождены водой и Духом в купели крещения и стали чадами Божиими; все нарицаемся христианами, все питаемся Плотью и Кровью Сына Божия,  Спаса мира, над всеми нами совершаются прочие Таинства церковные, все мы в молитве Господней молимся: Отче наш... и равно все называем Бога своим Отцом. ...  Итак, обращайся просто с человеками, как равный с равными, и не перед кем не превозносись, а, напротив, смиряйся, ибо всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется (Лк 18, 14). Не говори: я образован, а он или она  - нет, он или она простой; необразованный мужик или мужичка; дара Божия, данного тебе, недостойному, не обращай в повод к гордости, а к смирению, ибо кому дано много, с того много взыщется, а кому дано мало, с того мало и спросят  (Лк 12, 48). Не говори: я благороден, а он низкого рода - земное благородство без благородства веры и добродетели пустое имя. Что в моем благородстве, когда я такой же грешник, как другие, или еще хуже? И любить-то ближнего надо не по-своему, а по-Божиему, то есть не по своей воле, а по Божией.  Наша воля - любить бы только любящих нас, а врагов или неприятных нам почему-либо людей презирать, ненавидеть, гнать. Но Бог хощет, чтобы мы их-то тем более и любили, как больных; чтобы и мы-то сами, как больные самолюбием, гордостью, презорством и злобой, врачевали себя любовью и смирением, прилагая этот всецелебный пластырь на их сердечные раны.  Исправляя духовные болезни других, отнюдь не надо быть высокомерным, не надо озлобляться или сердиться и выходить из себя, думать не о пользе ближнего, а о самом себе и служить своему самолюбию и вообще своим страстям. Любовь не раздражается легкомысленными или гордыми и высокомерными поступками ближнего; она долготерпит, милосердствует... не гордится... не мыслит зла (1 Кор 13, 4-5), не ставит всякое слово в строку , а все прикрывает. Да и то ладно, ибо что покроешь снисхождением, то часто удобно проходит само собой. Итак, врачующему других надо быть самому здоровым, чтобы не сказали врачуемые: Врачу, изцелися сам (Лк 4, 23). Если врачуемый заметит, что ты сам зол и сердит и не любишь его, то он будет внутренне презирать и ненавидеть тебя, и ничем ты на него не подействуешь, ибо зло не исправляется злом, а добром. Побеждай благими злое (Рим 12, 21), искорени наперед в себе то, что хочешь искоренить  в других.

благочестие, любовь к ближнему, незлобие, любовь к погрешающим и врагам, Иоанн Кронштадтский "Моя жизнь во Христе, православие

Previous post Next post
Up