Оригинал взят у
trafaretiki в
Размышлизм: Ар-деко vs Ар-нуво - хмъНа днях я получил задание от своего партнера - нужно написать текст о том, чем отличаются стили арт-деко и арт-нуво. Написать необходимо для нашего сайта - посетители время от времени задают этот вопрос, просматривая каталог.
Сначала это вопрос поставил меня в тупик. В том смысле - как можно их не отличать - они же РАЗНЫЕ!
Потом поставил меня в тупик второй раз - ведь то, что очевидно для меня совсем не очевидно для людей совершенно не имеющих познаний в истории дизайна. И как, скажите на милость описать «на пальцах» эти различия?
Попробуем… Пожалуй, попробую накидать нечто эссе-подобное - да простят меня мои френды, которые решатся прочесть это…
Начнем с терминов.
Арт-деко - 1925 -1940 гг. - происходит от названия выставки проведенной в 1925 году в Париже - Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes - где были представлены новые работы европейских дизайнеров - пожалуй впервые в таком количестве после Первой Мировой войны. Термин, по большому счету, прижился в конце 60-х годов ХХ века, когда стиль начали описывать искусствоведы.
Арт-нуво - одно из названий разноликого стиля, существовавшего приблизительно с 1885 по 1914 годы. Означает «новое искусство» - оно и было таковым, в момент происхождения. В русской литературе до революции его называли «новейший стиль». В советское время был принят термин «модерн». Сейчас в связи с тем, что англоязычная литература активно использует термин «modern» в прямом смысле - то есть «современный», предпочтительно использовать общепринятую же англоязычную терминологию - «Art Nouveau».
Источники вдохновения.
Для Арт-Нуво это - готика, точнее интерпретация готики мастерами движения «арт-энд-крафт», искусство современной ему Японии, отчасти Древний Египет и народное искусство - причем влияние последнего очень и очень велико - до такой степени, что фактически в некоторых странах стиль арт-нуво стал выражением национального возрождения и самоутверждения.
Для Арт-Деко это - искусство Древнего Египта - в очень высокой степени, искусство Древней Месопотамии (их влияние связано с активными раскопками в этих регионах); искусство Дальнего Востока, такие далекие друг от друга кубизм и эдвардианский неоклассицизм, этника и примитивное искусство - от африканских мотивов до древнегреческой архаики.
Отсюда кстати, вытекает их основное, принципиальное различие - арт-нуво - стиль национальный, раздробленный так и не ставший интернациональным - об этом свидетельствует даже отсутствие единого названия - в каждой стране оно самобытно, соответственно арт-нуво так и не стал Большим Стилем - в отличие от арт-деко. Иногда я даже склонен думать, что это вообще разные стили, объединенные одной эпохой. Впрочем, есть много чисто идеологических причин, которые более-менее связывают все эти течения в единое целое - отрицать это невозможно.
Самое забавное, пожалуй, на мой взгляд, это то, что ар-деко не имел идеи в принципе. Точнее идея была одна - жизнь, жизнь как праздник, как манифестация.
Ар-нуво изысканно эротично. Каждым изгибом орнамента.
Ар-деко брутально сексуально. Визитная карточка стиля - мотив фонтана - приффет герру Фройду!
Краски ар-нуво - приглушенные, «природные», пастельные - за исключением, может быть бело-золотого Сецессиона.
Краски ар-деко - яркие, кричащие, контрастные - сошедшие с полотен Матисса и его друзей-фовистов.
В орнаментах ар-нуво стилизуются мотивы самых обычных растений и цветов - тех, что растут прямо тут, под окном у художника. Ар-деко вдохновляют буйные тропические растения из далеких заморских стран.
И материалы, материалы… Ар-нуво - молочный мрамор, тусклое серебро, красное дерево, полудрагоценные камни. Ар-деко - полированное серебро, блистающая латунь, слоновья кость, черное дерево и хромированная сталь.
Ар-нуво питает любовь к птицам и насекомым и рыбам.
Ар-деко прославляет пантер, львов и их добычу - лань (сказывается влияние Месопотамии).
Женщины ар-нуво духовно-анемичны или томно-пухлы, а бесконечно-текучие волны их волос - вообще фирменный знак стиля. И, кстати, создается впечатление что все они - высоки ростом. Мужчины же выглядят как вечные юноши - это в лучшем случае.
Женщины ар-деко маленькие, крепкие, колюче-спортивные, вечно куда-то летящие, а если и полны, то особой, здоровой полнотою - тоже крепкой и звенящей.
Ар-нуво с самого рождения своего любит плавную длинную практически бесконечную линию - не зря великий Моррис, видя зарождение нового стиля, дал ему имя «органического». Ар-деко строит орнаменты из простых фигур - квадратов, кругов, треугольников - и даже листья и цветы максимально геометричны.
Предметный мир арт-нуво крайне нетехнологичен - насыщенный декор и обилие плавных тягучих линий предполагает ручной труд высококвалифицированного ремесленника - практически соавтора художника - в этом ар-нуво - достойное дитя «искусств и ремесел». Всё носит отпечаток личности автора - дизайн тотален, вещь из одного комплекта перенесенная в другой интерьер - даже выдержанный в том же стиле - смотрится чужеродной. Интерьеры арт-нуво напоминают картинки-пазлы - лишенные одной из своих частей они неполны, замена - недопустима.
Предметный мир ар-деко технологичен, причем совершенство технологии и красота материала как такового выходят на первый план. Он универсален и похож на драгоценные камни в калейдоскопе - их можно комбинировать до бесконечности, каждый раз получая новую картинку, не уступающую в красоте предыдущей.
Уфффффф!
Черт меня подери совсем - и как из всего этого составить короткий список?!