Рассматриваем Брейгеля: Перепись в Вифлееме

Feb 08, 2016 20:22

Люблю о деталях.

Оригинал взят у cheger в Рассматриваем Брейгеля: Перепись в Вифлееме
    Итак, я смотрю, относительно многим пришлась по душе новая рубрика у меня в ЖЖ про картины Брейгеля, поэтому сегодня предлагаю поподробнее рассмотреть очередной шедевр этого художника, который находится в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе.  Называется это полотно "Перепись в Вифлееме" и было создано оно в 1566. Все картины Питера Брейгеля этого периода (к слову сказать, моего любимого периода) творчества впечатляют сознанием достоверности происходящего, а евангельский сюжет, по существу, служит только маскировкой. Поэтому давайте посмотрим, что скрывает Брейгель на этой картине





Евангелисты сходятся в том, что местом рождения Иисуса является Вифлеем. Они должны были указать именно этот город, поскольку он назван ветхозаветными пророками тем городом, из которого явится Мессия. Согласно Луке, Иосиф и Мария, прежде чем последней родить, жили в Назарете. Чтобы объяснить, каким образом Мария, которая вот-вот должна была родить, оказалась в Вифлееме, Лука ссылается на перепись, предпринятую по указу римского императора Августа. Дело в том, что каждый иудей, чтобы зарегистрироваться, должен был вернуться в свой родной город. Вифлеем был городом Давида, а Иосиф происходил из рода Давида. Потому законопослушный плотник и отправился в это опасное - из-за сроков беременности Марии - путешествие.

Собственно, на картине Питера Брейгеля Старшего участие в переписи Иосифа и Марии изображено достаточно символически. Картина «Перепись в Вифлееме» - яркий пример того, как старые мастера часто использовали евангельские тексты, приспосабливая их к реалиям своего времени. Для Брейгеля этот эпизод евангельской истории явился поводом показать произвол, который чинили в нидерландских деревнях носители власти. Символом этой власти является герб Габсбургов, к роду которых относился правивший в Нидерландах Филипп II Испанский. Герб этого рода Брейгель поместил на стене дома, под крышей которого идет перепись.

Оригинальность трактовки Брейгелем этого евангельского сюжета - как и других в его картинах - состоит в том, что Святое Семейство совершенно растворилось среди толпы, явившейся на перепись. Такая трактовка главных персонажей и главного действия той или иной истории Евангелия характерна для Брейгеля. В своей картине художник рисует быт нидерландской деревни того времени, и только одна деталь расшифровывает эту картину как евангельский сюжет - осел, на котором едет Мария, сама по себе малоприметная, и вол - животные, которым, согласно рассказу Протоевангелия Иакова, надлежит присутствовать в Рождестве.

Не будь этих деталей, картину Брейгеля можно было бы счесть просто жанровой сценой. Иосиф, эта второстепенная фигура евангельской истории, в отличие от Марии, показанной анфас, изображен со спины, причем так, что большая шляпа с широкими полями (необычная для жителей северных широт) совершенно закрывает его лицо. Но чтобы не оставалось никаких сомнений в том, что это именно Иосиф-Плотник, муж Марии, Брейгель дает ему в руки его профессиональный инструмент - пилу, традиционный атрибут Иосифа.

Брейгель своей трактовкой этого сюжета, как и в других случаях, как бы утверждает: Христос здесь и сейчас, Он среди нас, но мы Его не видим, пока Он вне, а не внутри нас. Факт создания художником Питером Брейгелем, быть может, первых религиозно-исторических и одновременно бытовых картин на современный автору сюжет и появление не только жизненно-конкретных и бытовых, но и общественных, социальных моментов объясняется историческими событиями тех лет: время создания названных работ - время начала нидерландской революции, начала активной борьбы нидерландцев против испанского феодализма и католицизма. Начиная с 1566 года, творчество Брейгеля развивается в самой прямой связи с этими событиями

1. На этой картине солнце у Брейгеля прям какое-то японское. Больше нигде я у него такого не видел


2. Кстати, по всем картинам мастера видно, кто климат в то время был значительно холоднее


3. Церковь на дальнем плане


4. Обычная жизнь крестьян. Говорят Брейгель иногда переодевался крестьянином и посещал подобные места, просто броды по улочкам.


5. Вон кто-то шлепнулся, катаясь на коньках


6. Замок - непременный аттрибут большинства картин


7. Плотники возводят небольшой сарай или может даже домик


8. Это, наверное, таверна


9. Дом


10. Крестьянин и его странный зимний огород у дома


11. Детские зимние забавы


12. Прорубь для забора воды


13. Странники, несущие с собой какой-то груз


14. Игры в снежки


15. Мама разметает от снега лед, чтоб дети катались на нем


16. Таверна, а стены которой горит огонь и вокруг которого греются люди


17. Опять коньки и лодка-плоскодонка


18. А вот и центральные фигуры картины - Иосиф и Мария


19. Крестьяне


20. Торговец


21. Мясник закалывает свинью, а его помощница, видимо, подставила тару для крови


22. На подходе ещё одна свинья


23. А вот и сама перепись


24. А вот и герб Габсбургов


25. Крестьянин рубит и грузит дрова


Использованный текст

Из серии:
Рассматриваем Брейгеля: Вавилонская башня

Добавить в друзья в ЖЖ  ||   Facebook   ||   Twitter   ||    Instagram    ||

великие мастера, интересно

Previous post Next post
Up