С самого утра зарядил дождь- густой, холодный и вездесущий, одним словом такой, какой бывает в Италии в декабре в предрождественские дни. Горячий кофе сделал своё дело и живительное тепло мягкой волной разнеслось по всему телу. Жизнь постепенно стала налаживаться и малодушное желание отменить поездку и остаться валяться в теплой гостиничной постели постепенно растаяло в бодрящей водной взвеси.
Дорога увела машину наверх и, к нашему удивления, мы оказались на пустынной городской площади. Размеры города, застывшего в своей средневековости, были невелики и улицы казались совсем узкими. Наш автомобиль стал каким- то лишним предметом, на который стали бы показывать пальцем местные жители, если бы они появились. Но вокруг никого не было: ни горожан, ни туристов.
Мы уже собрались выбираться из машины, как вдруг увидели черную фигуру отделившуюся от стены базилики. Мимо нас под огромным черным зонтом неспеша проследовал монах. Дождь плыл тончайшей кисейной пылью над мокрой улицей. Старые каменные дома плакали темными глазницами окон. И только красные пуансетии яркими пятнами сияли на темных серых камнях, да черный монах медленно уходил по узкой улице вверх и растворялся в наползающей на на город туманной дымке...
Это было 20 лет назад в Ассизи, но с тех самых пор я могу воспринимать средневековые города только так: без туристов и в дождливую погоду. А потом был Джотто... И вот когда сегодня я увидела эту подборку материалов, то не смогла удержаться.
Оригинал взят у
philologist в
Фрески Джотто в Капелле дель Арена в Падуе Цикл проторенессансных фресок капеллы дель Арена (Скровеньи) не только является ключевой работой Джотто, но и входит в число главных произведений западного искусства. Ему удалось создать новый тип живописного мышления. Решения, найденные Джотто в этой работе, активно использовались мастерами последующих поколений. Был создан тип стенного панно, который с этого времени станет главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи эпохи Возрождения.
Жизнь Богоматери. Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот
Росписи были заказаны вскоре после открытия церкви и закончены около 1305 г., спустя 2 года работы Джотто. Художнику приходилось работать в спешке, и с этим связано, в частности, несовершенство фрески «Страшный суд», которую он во многом предоставил заботам своих учеников. Под вопросом также точное авторство цикла Аллегорий Пороков и Добродетелей. Руку подмастерьев находят и во многих второстепенных персонажах основных циклов. Всего росписями покрыто более 900 кв. м. стен. Фрески выполнены в три яруса, причем верхний расположен на изгибе свода.
Жизнь Богоматери. Введение во храм
Как отмечал в начале XX века художественный критик Павел Муратов, работа Джотто в капелле «дошла до нашего времени в хорошем состоянии, её почти вовсе не коснулась опасная заботливость реставраторов. Ничто не умаляет важности и драгоценности этого источника жизни всего итальянского искусства».
Фотография капеллы дель Арена
Создавая фрески, Джотто руководствовался как Евангелиями, так и апокрифическими текстами (в особенности «Золотой легендой» и протоевангелием Иакова «История Иакова о рождении Марии»). Это позволило ему весьма разнообразить сюжетный набор. (В выборе сюжетов Джотто помогал богослов Альтеградо де Катанеи - художник изобразил его держащим на плече макет капеллы в сцене преподнесения его Богоматери).
Жизнь Богоматери. Изгнание Иоакима из храма
Художник решает тему в виде ряда драматических эпизодов, соблюдая в каждом единство времени и места. Благодаря простоте ситуаций и выразительности жестов ему удается передать задуманные эпизоды. Каждая отдельная фреска капеллы, несмотря на полную согласованность всего живописного убранства, является отдельным законченным произведением. Характерная черта композиции - энергичное построение объёмов и пространства, отказ от подробной передачи предметов материального мира, обобщения - условные скалистые горы, здания. Джотто покончил с боязнью пустоты, характерной для искусства средневековья.
Жизнь Богоматери. Иоаким среди пастухов
Мастер устанавливает чёткую пропорцию между живописными пространствами, следуя перспективным решениям треченто, предваряющим перспективу Ренессанса. Строгая упорядоченность расположения пространственных планов организует всю ритмику интерьера и неторопливый, размеренный темп повествования. В фресках, расположенных справа от центральной оси продольных стен капеллы, художник сдвинул перспективную точку немного левее, расположенных слева - правее. Таким образом Джотто подчинил общую композицию центральной точке зрения, одновременно он согласовал фрески с естественным освещением, источником которого является окно на западной стороне часовни.
Жизнь Богоматери. Благовестие Св.Анне - матери Богородицы
Используемый колорит - светлый и праздничный. Основную ноту задает глубокий лазурный цвет, который применяется в качестве фона.
Жизнь Богоматери. Жертвоприношение Иоакима
Новые стилистические приёмы: вместо чётких профилей - мягкие, непрерывные линии, светлые тона карнации. Для передачи выразительности взгляда используется коричневое затемнение вокруг глаз. Для изображения молчаливого присутствия какого-либо персонажа часто используется обратный ракурс. Четко и реалистично, с пониманием анатомии человеческого тела, прорисованы складки. Фигуры становятся массивными, тяжеловесными, «плотскими». Лица персонажей фресок зачастую ярко индивидуализированы. Герои решительно отличаются от условных и рафинированных персонажей византийского и готического искусства. Композиция строится на реальных отношениях между персонажами, выраженными во взглядах, мимике и жестах, а не на идеях или каноне.
Жизнь Богоматери. Сон Иоакима
«Сегодня эти росписи с их плотными, коренастыми фигурами и скупыми пейзажными фонами могут показаться архаичными в своей наивной повествовательности, но тогда, на рубеже средневековья и нового времени, это было смелым новаторством. Джотто разрушил иконописную застылость фигур, он заставил их двигаться, жестикулировать, выражать свою страсть, горечь, гнев и восторг» (М.В. Алпатов).
Жизнь Богоматери. Рождество Девы Марии
Стоит отметить новизну другого использованного Джотто приёма - иллюзорную архитектурную декорацию, и цикл Аллегории Добродетелей и Пороков, выполненный монохромно, как если бы это были мраморные барельефы. Подобное решение в будущем ляжет в основу особого жанра фресковой декорации, который будет иметь большой успех в эпоху кватроченто и чинквеченто, хотя в случае капеллы Скровеньи оно было вызвано её теснотой и необходимостью Джотто создавать архитектурные обманки для расширения пространства.
Жизнь Богоматери. Приношение ветвей в храм
Жизнь Богоматери. Молитва об избраннике
Жизнь Богоматери. Обручение Девы Марии
Жизнь Богоматери. Праздничная процессия
Жизнь Богоматери. Бог посылает архг.Гавриила к Деве Марии
Жизнь Богоматери. Бог посылает архг. Гавриила к Деве Марии. Деталь
Жизнь Богоматери. Бог посылает архг. Гавриила к Деве Марии. Деталь
Жизнь Богоматери. Благовещение. Архангел Гавриил
Благовещение. Архангел Гавриил
Жизнь Богоматери. Благовещение. Дева Мария
Благовещение. Дева Мария
Встреча Марии и Елизаветы
Жизнь Христа. Рождество
Жизнь Христа. Рождество Христово. Деталь
Жизнь Христа. Поклонение волхвов
Жизнь Христа. Поклонение волхвов. Деталь
Жизнь Христа. Принесение о храм (Сретение)
Жизнь Христа. Бегство в Египет
Жизнь Христа. Избиение вифлеемских младенцев
Жизнь Христа. отрок Христос среди израильских учителей
Жизнь Христа. Крещение Господне
Жизнь Христа. Брак в Кане Галилейской
Жизнь Христа. Воскрешение Лазаря
Жизнь Христа. Вход Господень в Иерусалим
Жизнь Христа. Вход Господень в Иерусалим. Деталь (Иисус Христос)
Жизнь Христа. Вход Господень в Иерусалим. Деталь (отрок на дереве)
Жизнь Христа. Изгнание торгующих из храма
Жизнь Христа. Иуда получает 30 сребреников от фарисеев
Жизнь Христа. Тайная вечеря
Жизнь Христа. Омовение ног учеников
Жизнь Христа. Поцелуй Иуды
Жизнь Христа. Иисус перед Каиафой
Жизнь Христа. Бичевание
Жизнь Христа. Бичевание. Деталь
Жизнь Христа. Несение креста
Жизнь Христа. Распятие.
Жизнь Христа. Распятие
Жизнь Христа. Оплакивание
Оплакивание
Оплакивание.деталь (ангелы)
Часть стены с фресками
Христос и Мария Магдалина (Воскресение)
Христос и Мария Магдалина. Деталь
Жизнь Христа. Вознесение Господне
Пятидесятница
Страшный суд
Деталь. Ангел сворачивает небо в свиток
Деталь. Второй ангел сворачивает небо в свиток
Деталь. Сонмы святых слева
Деталь. Сонмы святых справа
Деталь. Сонмы святых справа
Деталь. Ангелы, ведущие души на суд
Деталь. Души разных сословий
Деталь. Души священнослужителей
Деталь. Душа донатора Энрико Скровеньи
Деталь. Крест Господень
Деталь. Ад
Деталь. Падение грешников в ад
Деталь. Падение грешников в ад
Деталь.Грешники в аду
Деталь. Сатана
Деталь. Мучения грешников
Деталь. Мучения грешников
Деталь. Мучения грешников в аду
Семь добродетелей. Благоразумие
Семь пороков. Глупость
Стойкость
Непостоянство
Воздержание
Гнев
Правосудие
Несправедливость
Вера
Неверие
Милосердие
Зависть
Надежда
Отчаяние
Декоративные обрамления
Моисей получает скрижали Завета
Пророк Илия возносится на небо на огненной колеснице
Приписывается Джотто. Введение Девы Марии во храм
А также, вот
мой пост о Джотто ди Бондоне