«Ни одно хорошее дело браком не назовут»
Лев Ландау
Спустя годы после смерти мужа его жена написала книгу воспоминаний. По словам родственников, она до конца жизни продолжала жить в прошлом и книга эта - как еще одна попытка задержаться в нем. Хотя книга, скорее всего, не о жизни с гением, а о попытке примириться с тем, с чем примириться Кора была не в состоянии.
Еще до брака Ландау заключил со своей женой «пакт о ненападении» - условие, по которому в браке всем разрешалось всё. Однако Кора своим правом так и не воспользовалась. Ей это было не нужно. Пользовался ее муж, пользовался целиком и полностью, а от Коры требовалось приготовить свежее постельное белье, тихо посидеть где-нибудь в другой комнате, а после «приема гостей» - все убрать и привести в порядок. Ну, разумеется, все это сдабривалось разговорами о свободной личности, чистой любви, «разомкнутых объятиях» и т.д. Кора так жила, делала вид, что мирилась, убеждала себя в этом - но убедить не смогла. Человек, живущий рядом с ней, гений теоретической физики, свой талант, свою власть, свои чары употреблял не на достижение чинов и званий - они, собственно, и так к нему заслуженно приходили - а на разрушение семей друзей, на спонсирование любовных треугольников, на побуждение в других полного отказа от всяких норм общепринятой морали. Ландау был в то время тем, кем Стивен Джобс являлся сейчас - феноменально одаренным, остроумным, «иным», на кого пытались равняться многие и многие. Пытались - и не могли. Что, в общем-то, не добавляло к Дау (как его называли все) любви окружающих.
Все это - награды, достижения, любовь, страсть, друзья, враги, семейная жизнь, отраженная в кривом зеркале - туго сворачивается в пружину, пока не распрямляется 7 января 1962 года, пока не материализуется в автокатастрофу на шоссе, в двухмесячную кому, в еще 5 лет отсутствия какой-либо практической деятельности и положения ребенка, в смерть через несколько дней после операции. А еще - в предательство друзей, в забвение у учеников и в полную физическую привязанность к жене, без которой он уже не мог сделать ни шагу, в полном смысле этого слова. Он, такой свободолюбивый, избегавший любых оков, под конец жизни - в 60 лет! - был полностью беспомощен, и зависим от той, которую предавал, унижал, штрафовал на 100 рублей за кислое выражение лица, пытался проституировать. Это ли не трагедия? Его. Её.
Книга написана с позиции сумасшедшей, неугасимой, всепоглощающей любви самоотверженной женщины к мужчине, с которым она не могла встать вровень во многих смыслах. И, может быть, слава богу, что не смогла.
Лично я считаю, что поскольку гениальность - это таки, отклонение, а оно одно не ходит, то все остальное пошло бонусом, правда, не слишком приятным....
О Коре. Думаю, что жизнь с гением завораживает - в каком-то смысле. И поэтому трудно от этого отказаться…. и найти другого человека после его смерти - тоже трудно. Слишком в таком гениальном человеке все масштабно - и талант и низость. Это меняет душу навсегда.
Отказаться от Дау Кора не могла, как от наркотика. Любил ли он её? Не знаю, но подозреваю, что с любовью в её классическом смысле слова у гениев вообще как-то напряженно. Но в этом случае я думаю, что любви у него не было, была тяга к интересному пластилину, который можно использовать как хочешь. И, может, даже интересней, когда он сопротивляется - азарт, покорение, чувство власти реализуется более полно.
С гением жить действительно тяжело - судя по всеобщим воспоминанием. Жить даже не с гением, а с очень талантливым человеком (признано талантливым, я имею в виду) - тоже не фунт изюма. Это надо понимать изначально - либо вообще не связываться. Но талант не дает индульгенции на моральный садизм, подлость и предательство.
Её вообще ничего не дает.