Ученье - свет, неученых - тьма, или устами младенца.

Mar 13, 2014 02:22

image Click to view



Какой чудесный мальчик!

Однажды ролик с TED.com изменил его жизнь: родители, посмотрев выступление Кена Робинсона о том, что общественное образование убивает креативность, перевели ребенка на обучение вне школьной системы, и по крайней в данном случае это дало прекрасные плоды. Не поймите меня превратно - эту информацию нельзя вырывать из контекста и оценивать в ключе "школьная система - зло, домашнее обучение рулит". Совсем нет. Это огромная работа, в первую очередь для родителей, и далеко не каждый к ней готов.

В выступлении мальчик говорит о том, чем данное домашнее обучение было лучше и как именно это повлияло на его развитие - а также о том, что эти изменения не завязаны на факт домашнего обучения и могут быть инициированы также и в рамках школы.
Основная мысль: когда я вырасту, я хочу быть здоровым и счастливым, а этому тоже надо учиться, развивая и практикуя основные составляющие счастья и здоровья (называется 8 составляющих: упражнения, здоровое питание, время наедине с природой, вклад в общество (помощь другим), отношения, восстановление, расслабление и снятие стресса, религия/духовность) . Учиться этому можно по принципу хакерства - исходя из того, что хакеры - это люди, находящие недоработки в системе, привлекают внимание к этим недоработкам и заставляют эту систему развиваться и становиться лучше.

Под катом - перевод его речи на русский язык.


Детям часто задают один и тот же вопрос. Это даже как-то раздражает, если честно.

Кем ты хочешь быть, когда вырастешь? Взрослые надеются на ответ вроде «Я хочу быть космонавтом» или «Я хочу быть нейрохирургом». Ну и воображение у вас. Дети скорее всего ответят, что хотят стать крутыми скейтерами или серферами, или игроками в Майнкрафт.

Я задал этот вопрос младшему брату, и он ответил: «Слушай, я понятия не имею. Наверное, крутым лыжником. Пошли поедим мороженку!» Понимаете, мы дадим ответ, исходящий из того, чем мы увлекаемся, что мы считаем крутым. Из того, в чем у нас есть опыт. И обычно это не тот ответ, который хотят услышать взрослые. Но если спросить об этом маленького ребенка, иногда вы получите наилучший ответ. Настолько простой, настолько очевидный и глубокий. «Когда я вырасту, я хочу быть счастливым.»

Лично я, когда вырасту, хочу быть таким же счастливым, как сейчас. Я очень увлечен TEDx, я смотрю эти видео столько, сколько себя помню. Но я никогда не думал, что так скоро окажусь на этой сцене. В смысле, я только что стал подростком, и как и большинство мальчиков-подростков, большую часть времени я думаю: «Как в моей комнате сам по себе возник такой бардак?». «Я сегодня мылся?». И самый тупиковый из вопросов: «Как понравиться девочкам?». Нейроученые говорят, что подростковый мозг весьма странен. Наша префронтальная кора недоразвита, но у нас больше нейронов, чем у взрослых. Поэтому мы можем быть настолько креативными... импульсивными... с постоянно меняющимся настроением... и обескураженными. Что меня обескураживает - это знание того, что многие дети просто хотят быть счастливыми, быть здоровыми, быть в безопасности, не быть запуганными и быть любимыми за то, кто они есть. Поэтому мне кажется, что когда взрослые спрашивают: «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?», они исходят из того, что ты автоматически будешь счастливым и здоровым. Но может быть, так не бывает. Ходи в школу, поступи в колледж, найди работу, женись. Бум! И ты счастлив, так?

Похоже, что мы не учимся тому, как быть счастливыми и здоровыми, в школах. Это отделено от школы, а для некоторых детей этого вообще не существует. А что если это не разделять? Что если основать образование на практиковании того, как быть счастливыми и здоровыми? Потому что это и является практикой. И довольно простой практикой. Образование - очень важно. Но почему счастье и здоровье не рассматриваются в качестве предмета обучения? Я этого не понимаю. Я изучал науку о том, как быть здоровым и счастливым. Это сводится к практике 8 вещей: физические нагрузки, здоровое питание, время наедине с природой, вклад в общество (помощь другим), отношения, восстановление, расслабление и снятие стресса, религия/духовность. Да, это мне по плечу. Эти 8 вещей определены доктором Раджем Уолшем, он называет их «терапевтические изменения стиля жизни», или сокращенно TLC. Это ученый, который изучает способы быть счастливым и здоровым. И проводя исследования для этого выступления, я смог задать ему несколько вопросов, например: «Как вы думаете, для наших школ эти 8 направлений приоритетны? Его ответ не был неожиданным. В сущности, ответом было «нет». Но она сказал, что многие люди пытаются получить эти знания вне традиционной системы, посредством чтения или медитации, или йоги. Но лучшим в его ответе мне показалось то, что большая часть образования ориентирована, к лучшему или к худшему, на то, чтобы зарабатывать на жизнь, а не жить (прим: здесь игра слов, making a living - зарабатывать на жизнь, making a life - создавать жизнь, жить).

Цитата: «Если вы не готовы оказаться неправыми, то никогда не придумаете ничего оригинального» (с) Сэр Кен Робинсон.

В 2006 сэр Кен Робинсон представил самую популярную речь на TED за все время его существования - «Школы убивают креативность». В речи он высказывает мнение о том, что творчество (креативность) важно также, как грамотность, и к нему нужно относиться с таким же уважением. Много родителей посмотрели эту речь, и некоторые из них - например, мои родители - посчитали это одной из причин, дающих им уверенность в том, чтобы забрать детей из традиционной школы, попробовать что-то новое. Я понимаю, что являюсь частью этой маленькой, но растущей революции детей, которые относятся к образованию иначе. И знаете? Многих это приводит ужас. Хоть мне было всего 9 лет, когда мама забрала меня из школы, я хорошо помню, как она плакала, когда кто-то из друзей говорил ей, что она сошла с ума, и это очень глупая идея. Оглядываясь назад, я очень благодарен, что она не поддалась давлению, и думаю, что она относится к этому также. Так после того, как речь сэра Робинсона посмотрели 200 миллионов человек, почему не стало больше таких детей, как я?

Мой герой - Шейн Макконки. Я его полюбил, потому что он лучший в мире лыжник. Но однажды я понял, что мне на самом деле в нем понравилось. Он был хакером. Не компьютерным хакером, он хакнул катание на лыжах. Его креативность и изобретательность сделали катание на лыжах таким, каким оно является сегодня, благодаря чему я люблю кататься на лыжах. Многие люди думают о хакерах как о странных компьютерных ботанах, которые живут в подвалах у своих родителей и распространяют компьютерные вирусы. Но я вижу это иначе. Хакеры - это изобретатели. Хакеры - это люди, которые бросают вызов системам и изменяют их, заставляют их работать иначе, работать лучше. Это то, как они думают, это такая ментальность. Я расту в мире, которому нужно больше людей с ментальностью хакера, и не только для технологий. Хакнуть можно все, даже катание на лыжах, даже образование. Касается ли это Стива Джобса, Марка Цукерберга или Шейна Макконки - хакерская ментальность может изменить мир.

Здоровье, счастье, креативность и хакерская ментальность составляют большую часть моего образования. Я называю это хакерской школой.

Составляющие части:

- креативность и хакерская ментальность

- 8 составляющих счастья и здоровья

- опытные занятия и походы

- технологии и онлайн-ресурсы

Я не использую конкретных курсов обучения и не посвящаю себя какой-то конкретной методике. Я взламываю свое обучение (хакерствую). Я пользуюсь теми возможностями, которые предоставляет мое сообщество и сеть из моих друзей и семьи. Я пользуюсь возможностями, которые позволяют мне пережить то, что я изучаю. И я не боюсь срезать углы - или «взламывать пути» - чтобы получить лучший и более быстрый результат. Это как ремикс или машап обучения. Это гибко, удобно и никогда не теряет приоритетности счастья, здоровья и креативности. В этом прекрасно то, что это ментальность, а не система. Прием хакерской школы может быть использован кем угодно, даже традиционными школами.

Итак, как выглядит моя школа? Ну, чаще всего она похожа на Старбакс. Но, как и большинство детей, я изучаю много математики, науки, истории и письменность. Раньше мне не нравилось писать тексты, потому что мои учителя заставляли меня писать про бабочек и радуги. А я хотел писать про лыжи. Было здорово, когда мамина подруга образовала Детский Институт Долины Скво, где я смог писать о своем опыте и своих интересах, при этом общаясь с прекрасными ораторами со всех уголков страны, и это вызвало мой интерес к письму. Я понял, что как только тебе становится интересно что-то изучать, можно сделать очень много за короткий промежуток времени, и при этом самостоятельно. Старбакс для этого очень подходит. Взламывать физику было очень весело. Мы все выучили о Ньютоне и Галилее и испытали на себе ряд базовых концепций физики вроде кинетической энергии посредством экспериментов и ошибок. Моим любимым был каркас Ньютона, который мы сделали из мячей для игры в бочче. Мы экспериментировали и с другими вещами, например, шарами для боулинга и огромными твердыми леденцами. Проект «Веревочные открытия» прекрасен и слегка нервирует. Когда ты находишься на высоте 20 метров, приходится учиться, как справляться со страхом, ясно высказывать мысли, и самое важное - доверять друг другу. Общественные организации играют большую роль в моем образовании. Программа фонда «Дай пять!»: «Сознательность и безопасность в критических ситуациях». Мы провели целый день с лыжным патрулем, чтобы узнать больше о безопасности в горах. На следующий день мы переключились на изучение снега, воды и снежных лавин. Но самое главное - мы поняли, что плохие решения создают угрозу для нас и наших друзей.

Юн Шу Так Ву вдыхает в историю жизнь. Вы изучаете известных исторических личностей, чтобы выступить на сцене от их лица, где отвечаете на вопросы об их жизни. На этой фотографии вы видите Аль Капоне и Боба Марли, забрасываемых вопросами в оперном доме Вирджинии. На этой же сцене дебютировал Гарри Гуддини.

Проводить время наедине с природой для меня на самом деле очень важно. Так тихо, спокойно, и можно просто отключиться от реальности. Один день в неделю я целиком провожу на природе. На уроках в Фоксвокер нашей целью является выживание в дикой природе с одним ножом. Мы учимся прислушиваться к природе, чувствовать окружающую обстановку, и так у меня открылась духовная связь с природой, о которой я даже не знал, что она существует. Но лучше всего то, что мы сами делаем копья, луки и стрелы, разжигаем костер силой трения и создаем убежища для выживания в снежную ночь.

Проводя время на фабрике по ручному изготовлению лыж и дизайну одежды, я понял, что хочу однажды открыть свой бизнес. Ребята с фабрики показали мне, почему нужно хорошо знать математику, быть креативным и уметь хорошо шить. И я пошел в подмастерья (интерном?) в Биг Шорт Бренд, чтобы научиться создавать дизайн одежды и шить. Между готовкой ланча, оттиранием туалетов и ломанием их пылесоса, я могу посвятить себя дизайну одежды, созданию индивидуальных кепок, и продаю их. Люди, работающие там, счастливы, здоровы, креативны, и очень увлечены тем, что делают. На сегодня это мой любимый класс.

А вот когда я очень счастлив - так это в дни, когда выпадает свежий рыхлый снег. Это прекрасная метафора для моей жизни, моего образования, моей хакерской школы. Если бы все катались в горах так, как большинство людей думает об образовании, все бы катались по одной и той же колее - наверное, по самой безопасной, и большинство рыхлого снега осталось бы нетронутым. Я же смотрю на него и вижу тысячу возможностей. [неразборчивое предложение] Катание на лыжах для меня - это свобода. Оно полно творчества, и можно столько всего делать по-разному. Это значит быть счастливым и здоровым, находясь в кругу моих лучших друзей. Я начинаю думать, что я знаю, что хочу делать, когда вырасту. Но если вы спросите меня, кем я хочу быть, когда вырасту, я всегда буду знать одно: я хочу быть счастливым. Спасибо.

Мне же вспомнился еще старый выпуск программы "Антропология" с учителями и учениками "Лиги школ", московской школы 1199. Смотря эту передачу в далеком 2001 году, я ужасно жалела, что мне не довелось учиться в такой школе. А сейчас очень приятно узнать, что эта школа продолжает существовать. И я все также хотела бы, чтобы мне довелось школьные годы провести там.

ролики, переводы, ссылки

Previous post Next post
Up