29 мая 2016 года состоялся мой очередной глобальный проект - турнир по саундтрекам в формате конкурсов «Калейдоскоп» под оптимистичным названием «Score лето».
История создания подобного турнира уходит своими корнями в далёкие 2000-е. Тогда, ещё с кассетного магнитофона, стали проигрывать музыкальные отрывки на «Брейн-ринге». Правда, наполнение не было привязано к какой-либо жанровой нише, так что в общей подборке звучали и классическая музыка, и рок, и песни и музыка из кинофильмов. Причём в плане последних в основном использовались ныне набившие оскомину вальс из «Берегись автомобиля», песня «Про зайцев» из «Бриллиантовой руки» и тому подобная отечественная попса.
Тем временем (конец 2000-х - начало 2010-х гг.) турниры, посвящённые кинематографу начинают приобретать популярность как внутри нашего Клуба (незатейливый турнир от «Минуса», а команда школьников «Silentium» дважды подготавливала авторский турнир в формате «Калейдоскоп»), так и у устроителей различных синхронов: «Кубок Голливуда», «Кубок Мосфильма» (оба - по «Что? Где? Когда?»). Однако ни один из них не был сконцентрирован исключительно на музыкальной подложке мировых киношедевров. К примеру, в кубках школьников угадыванию фильма по музыкальному отрывку из 5-7 конкурсов посвящался только 1 с наполнением до 15 треков максимум.
В начале сезона 2009-2010 зародилась мысль подготовить полноценную игру, наполнение которой на 100% составляли бы собственно саундтреки. С декабря 2009 г. по март 2010 г. происходил процесс накопления рабочего материала: ежедневно просматривались фильмы и сериалы по несколько часов кряду, скачивались песни и инструментальные подложки, всё это сначала умозрительно распределялось по степени сложности угадывания, после чего формировался игровой пакет. Тот турнир под говорящим названием «Спасите наши уши» состоял из 15 тем «Своей игры» и порядка 28 боёв «Брейн-ринга» на 7 треках каждый, что в общей сложности составило 271 композицию! В таком виде пакет был отыгран 18 мая на 10 северодвинских команд, а неделей раньше - в Архангельске на 8 местных. Также турнир был выслан интеллектуальному клубу Калининграда, но отыгрывался ли он там и если да, то с какими результатами - неизвестно.
На протяжении долгого времени после этого масштабного действа (каждая игра заняла порядка 5 часов живого времени) я не мог ни думать про саундтреки, ни даже слушать их. Было одновременно и чувство выполненного долга, и какое-то опустошение, как будто из меня выкачали все соки, оставив оболоЧКу бултыхаться в этом мире без определённой цели. И хотя нельзя сказать, что турнир прошёл без суЧКа, без задоринки, в общем и целом он оставил положительные эмоции как у меня, так и у участников. По крайней мере ночью у подъезда меня никто не подкарауливал… :)
Согласно статистике, больше всего саундтреков в «наших ушах» оказалось за авторством одного из самых плодовитых и котируемых композиторов Голливуда - Ханса Циммера - целых 12. Так что справедливо турнир был в какой-то степени посвящён ему. По частоте звучания за ним следовали Джон Уильямс, Александр Зацепин, Дэнни Эльфман, Алан Сильверсти, Алексей Рыбников, Геннадий Гладков, Джеймс Ньютон Ховард и другие. При этом самым старым использованным фильмом стали «Весёлые ребята» 1934 года, самым «свежим» - «Чёрная молния» Бекмамбетова, вышедшая в прокат в Новый год-2010. Самыми «урожайными» оказались 2007 и 2008 годы.
Уф! Это была лишь предыстория. А теперь вернёмся, какгрится, в наши дни.
Однажды, скачивая понравившуюся заставочную музыЧКу из очередного просматриваемого сериала, я вдруг поймал себя на мысли, что в мою копилоЧКу саундтреков набилось достаточно материала, чтобы попробовать состряпать очередной большой турнир по ним, родимым. Эта идея получила предварительное одобрение педагогов Клуба. Но, прежде чем начать комплектовать пакет, предстояло определиться с форматом игры.
Повторяться мне не хотелось. Во-первых, принцип «угадай фильм по мелодии» так или иначе время от времени применяется в блоках «Калейдоскопа» на лиговых играх школьников. Во-вторых, мне самому не казалось уже увлекательным сгруппировывать треки в темы СИ или бои «брейна».
Меня осенило быстро. К этому моменту существовали две наработки, снискавшие себе определённые «респект и уважуху»:
1) «Одесские реалии» по экранизациям - идея
len_kag, воплощённая нами совместно на «Фестивале в Квадрате-2012»: в качестве подсказок использовались саундтрек и кадр из фильма и текст из печатного первоисточника;
2) «Медиа-азбука» по саундтрекам, подготовленная и отыгранная мною же в рамках авторского турнира команды «Wasabi» буквально в прошлом 2015 году.
Отлично, 2 вида игр с музыЧКой уже в кармане! Но печалька: с их помощью можно отыграть всего 40-45 композиций, а душа жаждет МАСШТАБНОСТИ. Вот так желание отыграть максимум накопленного материала с наибольшим разнообразием само собой привело к мысли о «Калейдоскопе». Далее оставалось подобрать из известных видов конкурсов те, что позволили бы использовать аудиоматериал. Неоценимую помощь и в этом деле оказала
len_kag, показав медиаконкурс по мультфильмам, состряпанный в программе ПауэрПоинт для отыгрыша на школьные команды: он представлял собой «Тесты» («Эрудит-лото»), в которых аудиофрагменты были лишь дополнением к сформулированному вопросу или сопровождали ответ. Взяв данную форму подачи за основу, я постарался максимально завязать вопросную часть заданий на озвучивание саундтреков. Таким образом в нескольких пунктах игрокам надо было прослушивать по 4 музыкальных отрывка и выбирать верный. В результате подготовки этого конкурса осталось больше половины упомянутых, но не озвученных произведений кинематографа. Просто так расставаться с ними мне было жалко. Они-то и составили наполнение 4-го довольно издевательского конкурса «Отбросы».
Насчёт названий для конкурсов вообще отдельная история. Например, экранизации мне помог обозвать ПИванов, оттолкнувшись от того, что они считаются «одесскими». Так родилось «Мне Сара напела» с намёком на бородатый анекдот.
Тесты мне дались очень тяжело. Для начала предстояло восстановить в памяти, как работать с настройками анимации в ПауэрПоинт. На следующем этапе отобрать те фильмы, саундтреки к которым должны были помочь выбрать из 4-х вариантов правильный, но без излишней «игры в поддавки». При этом учитывать попадание не отзвучавших вариантов в последний конкурс. На составление таких вот пазлов ушло несколько дней. Когда я рассказывал о процессе подготовки конкурса в общих словах
dgevel, тот подкинул мне фразоЧКу «Ромео должен умереть» (кстати, название фильма с Джетом Ли в главной роли), и она мне понравилась.
Азбука «Одним словом» говорит сама за себя: названия всех подобранных фильмов в русскоязычном варианте состоят из одного слова. Скрепя сердце я не выкинул из алфавита Ё (потому что кроме «Ёлок» даже предположить под этой буквой нечего) и Й (наоборот, потому что про фильм «Йентл» я сам узнал только когда стал листать Википедию), а на некоторые другие перебирал и перекидывал туда-сюда варианты по несколько раз. Так в «Азбуке» появилась более узнаваемая песенка из «Малефисенты» вместо score-трека «Взращивание картофеля» из «Марсианина», более выразительная музыка к «Феломене» вместо абсолютно уныло-невзрачной дорожки к «Фонтану» и мистическо-загробной к «Франкенвини», перешедшей в «Тесты». «Йентл», кстати, кроме необычного названия, может похвастаться ещё и тем, что Барбара Стрейзенд в нём выступила сразу в нескольких ролях: снялась в главной роли, срежиссировала фильм и исполнила главную песню к нему, при этом получила номинацию от «Золотой малины» за худшее исполнение мужской роли (по сюжету персонаж Стрейзенд представляется мальчиком).
В конкурсе «Азбука» игрокам также предоставлялась возможность написать режиссёра фильма, при правильном указании которого давался дополнительный балл вне зависимости от того, был ли угадан сам фильм.
Ещё одним бонусом, опробованным на том же турнире «Wasabi», было предложение до начала игры составить список из 10 композиторов, которые теоретически могли бы стать авторами использованной музыки. За каждое совпадение также прибавлялся балл. Из молодёжных команд порадовала «КЕБиК», верно указавшая Максима Фадеева (подозреваю, что просто потому, что
crazytigra и
len_kag в курсе моих музыкальных предпочтений); БК, составив свой список из известных рок-музыкантов наобум попала в Вячеслава Бутусова (автора музыки к фильму «Жмурки»). А вот школьники из «Теории Большого Взрыва» не заработали ни одного дополнительного балла, хотя в теории [просто теории :)] даже у них мог быть шанс. Дело в том, что ребята не совсем корректно поняли задание, и указали десятку композиторов классической музыки. Удача могла им улыбнуться, упомяни они Чайковского, т.к. в «Азбуке» звучала как раз таки классическая музыка из «Щелкунчика».
На «реалиях» словил «эффект ЧГК»: сначала ни одна команда даже с подсказки на 1 балл не взяла «Тепло наших тел» (я, между прочим, был удивлён), зато следующий фильм так или иначе угадали все (это были «Унесённые ветром»).
Изначально ставил перед собой цель обойтись киношками только последнего десятилетия, т.е. примерно с 2005 года. Однако, как оказалось, далеко не все раскрученные фильмы способны вдохновить, поразить или хотя бы просто запомниться звуковой дорожкой. Да и в запасниках «наших ушей» завалялось мало-мало «старья». Так что решил сильно рогом не упираться в новизну, опять же и без лишнего ретроградства. Потому самым старым кинополотном в «Score лето» оказался советский же «Цирк» 1936 года, при этом он стал лишь одним из 13 произведений, взятых для турнира, вышедших до 1990-х гг. Пиковым годом на этот раз оказался 2015-й, что, в принципе, ожидаемо.
Ну и кто же из гуру оркестровой ямы и студии звукозаписи возглавил строЧКи хитпарада на этот раз? Прошу любить и жаловать: Дэнни Эльфман (с его музыкой попалось аж 4 кинополотна), Эннио Морриконе (4), Майкл Джаккино (3), Александр Деспла (здесь и далее - по 2), Дарио Марианелли, Джеймс Ньютон Ховард, Майкл Дана, Марко Белтрами, Рейчел Портман (в 1996 году стала первой женщиной, получившей «Оскар» именно за оригинальную музыку к фильму), Стивен Прайс (за его плечами хоть и не много работ в кино, зато почерк его дирижёрской палоЧКи ни с кем не спутаешь: на стыке трогательности и пафосности звучат инструменты в «Гравитации» и «Ярости»). Также обратили на себя внимание М83 (песня, под которую Эр стоит под душем в «Тепло наших тел»), Алексей Айги (в принципе, сериально-телевизионный композитор, впервые засветившийся на большом экране в «Вычислителе»), Андрей Данилко (дополнил плеяду звёзд в кадре в трагикомедии «Весельчаки»), Алан Сильвестри (стахановец киномузыки, причём в жанровом плане абсолютно всеядный), Альберто Иглесиас (куда ж без него в испанском кино), Брайан Тайлер (один из самых молодых и при этом самых талантливых композиторов Голливуда), Гарри Грегсон-Уильямс, Исаак Дунаевский, Питер Гэбриэл (написал всего лишь один саундтрек, зато какой - «Птаха»!), Теодор Шапиро, Тихон Хренников, Томас Ньюман, Ханс Циммер (встречается у меня на этот раз один лишь раз!) и Эрик Серра (традиционно сопровождающий произведения Люка Бессона).
Резюмирую: участникам турнира, коих набежало 4 взрослых и 3 школьных команды, было явно нелегко угадывать фильмы, если учесть, что до этого так или иначе уже прозвучало около 500 (!) саундтреков (помните, мой принцип - не повторяться). Не скажу, что мне их было жалко - я сам прошёл через нечто подобное во время подготовки, так наши мучения хоть немного уравновесились. НО! Я больше чем уверен, что в основной массе игрокам Клуба сие действо понравилось, многие наверняка открыли для себя что-то новое. А некоторые, возможно, вооружившись интернетом, сразу после игры ринулись скачивать понравившиеся саундтреки на свои планшеты-телефоны, чтобы ласкать свой слух местами завораживающей, местами одухотворяющей, а где-то просто красивой музыкой. Музыкой кино. Музыкой игры. Музыкой души!