ЗОЛОТО - ЭТО НЕ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ОЧЕНЬ БЛЕСТИТ!

Mar 02, 2010 12:50


 Закончив свои генделевские выкладки позволю себе их немного прокомментировать (уж простите,мою несдержанность, но должен
же я соответствовать характеристике дорогого коллеги Дэдди, отметившего мой недостаток - любовь к словестному фонтанированию ).

На мой взгляд, генделевские произведения, посвященные герцогу Чандосскому и предназначенные для исполнения в узком

кругу интеллектуалов-знатаков музыки, - одна из самых  Его  ВЫСОКИХ вершин, я даже осмелился бы назвать их Генделевским

"Искусством фуги", столь велика в них роль полифонии. А связь их тематизма с лютеранских хоралом делают их, возможно,

наиболее НЕМЕЦКИМ генделевским произведением.

После сказанного естественно, хочешь того или нет, непроизвольно  всплывает навязчивое желание сравнить их с духовными

кантатами "Пятого Евангелиста" - Баха.  Сразу очевидно, что отдельные кантаты Баха будут посложнее и совершеннее по

архитектонике, - но религиозней и возвышенней ли они от этого?

В этих близких по ДУХУ  произведениях двух Величайших барочников  очень много принципиальных различий, на мой взгляд,

проистекающих от отличия самих этмих двух титанических ЛИЧНОСТЕЙ и их отношения к ВЕРЕ в БОГА.

Вера Баха - это вера умудренного глубокими познаниями ТЕОСОФА, не лишенного и значительной доли ЧУВСТВЕННОСТИ,

особенно когда он впадает в религиозный экстаз, а это у него, ИМХО, однозначно тоже есть, хотя и предвижу возражения некотрых

френдов. Вера Генделя - это скорее вера светского прихожанина, вожможно, - более наивная, но от этого не менее ИСКРЕННЯЯ и

ПРАВЕДНАЯ,

Таким образом, мне представляется, что вместе Бах с Генделем образуют нечто жизненно единное, - то, что Вейс назвал

симбиозом "Возвышенного и Земного", но с тем лишь отличием , что и под Земным тут  следует понимать тоже  - ВОЗВЫШЕННОЕ
ровно в той степени, в какой этому не препятствует СВЕТСКОСТЬ.  Но, как и у Баха, это тоже - ВЫСОКО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ!!!

Баховские кантаты и Генделевские антемы так удачно дополняют друг друга, что в перемешку их можно слушать бесконечно долго

ничуть не рискуя набить себе оскомину ВЫСОКИМ жанром.

Возвращаясь к заголовку своего поста, хочется отметить, что не всегда следует доверять мнениям искусствоведов, непременно

"откапывающих" в композиторе главенствующий жанр и под его (жанра) именем,  "прикалывающего" этого композитора в 
 "исторический гербарий" в массово тирражируемых учебниках. Порой в незаметных на беглый взгляд творениях Великого Мастера 
сокрыты его наиглубочайшие душевные откровения. Да..., в популярных опусах Генделя целые россыпи незабываемых красот, есть 
там и высокое полифоническое мастерство, есть и интеллектуализм, но, ИМХО, нигде это все вместе не достигает такой 
концентрированности (т.е  ."неразбавленности"). как в Чандос-антемах, что делает их произведением - ЭЛИТАРНЫМ, не 
 рассчитанным на слишком уж широкую публику. Это даже очевидно из сравнения Аллилуи из Мессии с аналогичными частями этих 
антемов - меньше плакатного. броского, - более Искренне Проникновенного. 

handel

Previous post Next post
Up