Mar 02, 2010 12:50
Закончив свои генделевские выкладки позволю себе их немного прокомментировать (уж простите,мою несдержанность, но должен
же я соответствовать характеристике дорогого коллеги Дэдди, отметившего мой недостаток - любовь к словестному фонтанированию ).
На мой взгляд, генделевские произведения, посвященные герцогу Чандосскому и предназначенные для исполнения в узком
кругу интеллектуалов-знатаков музыки, - одна из самых Его ВЫСОКИХ вершин, я даже осмелился бы назвать их Генделевским
"Искусством фуги", столь велика в них роль полифонии. А связь их тематизма с лютеранских хоралом делают их, возможно,
наиболее НЕМЕЦКИМ генделевским произведением.
После сказанного естественно, хочешь того или нет, непроизвольно всплывает навязчивое желание сравнить их с духовными
кантатами "Пятого Евангелиста" - Баха. Сразу очевидно, что отдельные кантаты Баха будут посложнее и совершеннее по
архитектонике, - но религиозней и возвышенней ли они от этого?
В этих близких по ДУХУ произведениях двух Величайших барочников очень много принципиальных различий, на мой взгляд,
проистекающих от отличия самих этмих двух титанических ЛИЧНОСТЕЙ и их отношения к ВЕРЕ в БОГА.
Вера Баха - это вера умудренного глубокими познаниями ТЕОСОФА, не лишенного и значительной доли ЧУВСТВЕННОСТИ,
особенно когда он впадает в религиозный экстаз, а это у него, ИМХО, однозначно тоже есть, хотя и предвижу возражения некотрых
френдов. Вера Генделя - это скорее вера светского прихожанина, вожможно, - более наивная, но от этого не менее ИСКРЕННЯЯ и
ПРАВЕДНАЯ,
Таким образом, мне представляется, что вместе Бах с Генделем образуют нечто жизненно единное, - то, что Вейс назвал
симбиозом "Возвышенного и Земного", но с тем лишь отличием , что и под Земным тут следует понимать тоже - ВОЗВЫШЕННОЕ
ровно в той степени, в какой этому не препятствует СВЕТСКОСТЬ. Но, как и у Баха, это тоже - ВЫСОКО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ!!!
Баховские кантаты и Генделевские антемы так удачно дополняют друг друга, что в перемешку их можно слушать бесконечно долго
ничуть не рискуя набить себе оскомину ВЫСОКИМ жанром.
Возвращаясь к заголовку своего поста, хочется отметить, что не всегда следует доверять мнениям искусствоведов, непременно
"откапывающих" в композиторе главенствующий жанр и под его (жанра) именем, "прикалывающего" этого композитора в
"исторический гербарий" в массово тирражируемых учебниках. Порой в незаметных на беглый взгляд творениях Великого Мастера
сокрыты его наиглубочайшие душевные откровения. Да..., в популярных опусах Генделя целые россыпи незабываемых красот, есть
там и высокое полифоническое мастерство, есть и интеллектуализм, но, ИМХО, нигде это все вместе не достигает такой
концентрированности (т.е ."неразбавленности"). как в Чандос-антемах, что делает их произведением - ЭЛИТАРНЫМ, не
рассчитанным на слишком уж широкую публику. Это даже очевидно из сравнения Аллилуи из Мессии с аналогичными частями этих
антемов - меньше плакатного. броского, - более Искренне Проникновенного.
handel