Мало кто знает, но ежегодно в России выпускают 4,5 миллионов (!) пар валенок. Среди десяти их производителей первое место многие годы держит татарстанский Кукморский валяльно-войлочный комбинат. Он производит миллион пар валенок в год. Остальные три с половиной миллиона приходятся на оставшихся девять производителей.
Цены на валенки сильно «плавают». Если самые простые, серые или черные, можно купить всего за пару тысяч рублей в фирменном магазине, а на рынке и вовсе за тысячу, то валенки эксклюзивные, если говорить о самых дешевых, обойдутся покупателю минимум в 15 тысяч. То есть приблизительно столько же, сколько же, сколько хорошего качества пара брендовой итальянской обуви.
На новой выставке, куда попали экспонаты из Казани, Кукмора, Москвы и Ижевска, выставлено 200 предметов. Самые интересные из них - валенки для Патриарха Кирилла и понтифика. Они были заказаны специально для них в качестве подарка наместником одного из московских монастырей.
Валенки для патриарха низенькие, черного цвета, со скромной белой вышивкой. Черный цвет, очевидно, был выбран для того, чтобы обувь не контрастировала с цветом монашеского облачения. В вот валенки для папы римского, напротив, красного цвета. Глава католической церкви иногда появляется в красных одеждах. Эти невысокие валенки тоже с белой вышивкой. Когда наместник московского монастыря привез их в Ватикан и передал понтифику, папа римский воскликнул на чистом русском языке: «Валенки!». В Казани представлены точные копии этой обуви для VIP-персон.
Еще один любопытный экспонат - валенки, в которых хоккейная команда «Спартак» ездила на Северный полюс. Вот эти валенки - не копия, а оригинал. Для недоверчивых на голенище есть печать, удостоверяющая, что предмет действительно побывал на Северном полюсе. Все эти валенки - экспонаты из московского музея «Русский валенок».
Историки полагают, что валенкам 2400 лет. У нас в России «праваленки» обнаружены в Пазырыкских курганах пятого-шестого веков нашей эры. В Россию валенки пришли из Золотой Орды через тюркские и монгольские племена. Их там соединяли швом и назывались они «пимы». Но наши предки, научившись делать войлок, начали применять гидротермальную обработку, она позволила делать бесшовные валенки. И первые валенки в том виде, в котором они дошли до нас, появились в Нижегородской губернии в конце 18 века, а широко распространенными в России стали лишь в веке следующем.
И тогда валенки были вещью дорогой, не каждый мог позволить себе пару такой обуви. Но еще до того, как валенки стали популярны, их могли позволить себе люди небедные - бояре. И Петр Первый, который, как известно, брил бороды и насильно европеизировал свой народ, на валенки не покушался. По его указу в 1701 году в России построили две первые войлочные мануфактуры. Екатерина Вторая носила тоненькие валеночки из черной шерсти - пимы - и вовсе под кринолинам. Анна Иоанновна дошла до того, что позволяла придворным дамам носить валенки с парадным платьем.
Лев Толстой из принципа ходил по Москве в валенках, полагая, что так он будет ближе к народу. Сергей Есенин прибыл в Санкт-Петербург в серых валенках, являлся в них в модных гостиных, чем шокировал снобов. Личности известные внесли свою лепту в историю валенок.
Ценились валенки дорого. В середине 19 века они стоили 2 рубля серебром, это были немалые деньги.
Валенки в последние годы вновь становятся модной обувью, и такие изысканные экспонаты есть на новой выставке. Валенки теперь могут быть разных цветов, украшенные вышивкой, аппликацией, пайетками и стразами, а так же дорогим мехом.
- Валенки находятся в центре внимания кутюрье мира. Пако Рабан словно подстегнул российских дизайнеров, обронив фразу: «Пожалуйста, удивите нас, будьте русскими!». И вот уже по подиуму в коллекции Вячеслава Зайцева ходят манекенщицы в валенках от кутюр. А Джанфранко Ферре и вовсе сделал несколько лет назад специальную коллекцию валенок от кутюр. Так что, с одной стороны, валенки, - обувь народная. Но с другой - брендовая. По прогнозам модельеров, в ближайшее время интерес к валенкам не утратится, и они будут появляться в коллекциях регулярно. И не только в России, - рассказывает научный сотрудник эрмитажного центра Валентина Братышева.
Российские мастера везут на подиумы мира коллекции «Войлочное кружево», «Войлочное счастье», делают из войлока головные уборы, римские сандалии, сабо и даже балетки, не говоря уже об удобных и теплых туфельках. Все эти изыски можно видеть на выставке в эрмитажном центре.
Кстати, валенки пробовали делать «кутюрными» и много лет назад. Один из старейших экспонатов выставки - белый валенок ручной работы, расписанный изображениями медведей. Он появился на свет более ста лет назад и произведен на чесальном станке. На один валенок в зависимости от размера, между прочим, уходит от 4 до 7 килограммов шерсти. Приехал валенок в Казань из музея кукморского комбината. Оттуда же на выставку попали и архивные фотографии, инструменты ремесленников - валяльщиков позапрошлого века.
Все производители валенок в России берут войлок в нашем Кукморе. Но увы, самое крупное производство сырья и самих валенок не балует рынок особенно креативными изделиями. Организаторы выставки в центре «Эрмитаж-Казань» хотят помочь татарстанским мастерам. Они решили пригласить их в один из дней осмотреть экспозицию. «Рождественской сказки из войлока», возможно, они обретут на ней новые идеи для бизнеса.
http://www.business-gazeta.ru/article/72075/