Оригинал взят у
scivarin в
Я тоже хочу (памяти А. О. Балабанова) Уходя навсегда, расставаться на время нелепо.
Поспешите, друзья - сколько этих осталось нам зорь...
Нет, не видно дорог за порогом всеобщего склепа -
Знай торчи да бухай, только вечность в себе не позорь.
Нам бы выдумать рай, если ад наступает на пятки,
И любить своих женщин в растущем под небом овсе.
Нам раздать бы долги, и успеть разрулить непонятки,
Глянуть людям в глаза, когда с зоны откинутся все.
И пускай не прокатит на входе паленая ксива -
Мы не с теми, кто в ужасе валит, роняя помет.
Зацени, что мы сделали - это в натуре красиво!
Говорят, Бог не фраер, а значит, он тоже поймет.
8 июля 2013
Дальше - мое мнение о последнем фильме Балабанова. Ни в коем случае не рецензия - просто несколько вполне хаотических мыслей.
Фильм охуенный. Честно говоря, не ждал ничего подобного. Конечно, мне нравились оба "Брата" (впрочем, я находил их слишком уж "урловскими") и доставляющие поистине "черным" юмором "Жмурки", я заценил маркиз-де-садовский финал ленты "Про уродов и людей" и честно проблевался от "Груза 200" (я не считаю этот фильм антисоветским, как полагают некоторые мудаки-поцреоты - это типичная балабановская "чернуха", действие которой разворачивается во время назревающего крушения СССР; это время я помню, там и не такое было). Да, но голимую "чернуху" я не очень - как Данила Багров евреев. Короче, "Кочегара" я уже не смотрел, и когда друзья говорили мне о новом фильме Балабанова, я относился к этому делу с некоторой прохладцей - ну, очередной забавный "чернушный" стеб в духе Тарантино, не более того. Оказалось иначе.
Кстати, в силу своей лени и нелюбопытности я вообще считал Балабанова вполне коммерческим режиссером, разрабатывающим "тарантиновскую" линию на отечественном материале и понятия не имел о том, что первые его полнометражные ленты - экранизации Беккета и Кафки, то есть махровой классики абсурдизма. В результате во время просмотра фильма мне довелось слегка прихуеть, опизденеть и в целом проникнуться - такой лютой и прикольной достоевщины я не видел уже очень давно.
Есть эффектный поэтический образ - стихи, написанные кровью. А как сказать то же самое о фильме? Не знаю. Но когда в финале "Я тоже хочу" появляется сам Балабанов - не "в роли", а как есть: "Я кинорежиссер, член европейской киноакадемии", то понимаешь, что человек хотел сказать нечто последнее, окончательное. Эта идиотская фантасмагоричекая сцена выглядит настолько правдоподобно, что поневоле начинаешь думать о чем-то нехорошем. Боюсь, реальная смерть Балабанова последовала не столько в связи с медицинскими показаниями, сколько в соответствии с законами жанра. Этот фильм - творческий взлет и, вместе с тем, самоубийство автора. Одно дело сыграть смерть Гамлета, принца Датского и совсем другое - сыграть собственную смерть, пусть даже подчеркнуто условно и схематично, как это происходит в фильме (это вообще характерный прием Балабанова, в его фильмах люди частенько умирают легко и просто, без всяких омерзительных подробностей, как в детской игре в "войнушку": пиф-паф - ты труп; отсутствие должного реализма у столь жесткого мастера кино меня долгое время настораживало, пока я не понял, в чем дело - картонные персонажи абсурдистского спектакля могут умирать только так, а как же еще). В финале умирающий Бандит равнодушно наступает на тело только что умершего Режиссера, и этот шиваитский жест говорит о многом - здесь я вижу опровержение европейской "гуманистической" философии, деградировавшей до идеологии секс-шопа и апологии оголтелого потребительства. Человек - это не тело, человек - это душа. Но душа нихуя не бессмертна - вот в чем дело. Она задыхается, если нет воздуха. И умирает.
Кто забирает людей в балабановской колокольне, по мнению многих рецензентов больше всего напоминающей трубу крематория для некоего несбыточного "счастья", которого никто никогда не видел - Иисус Христос? Ни в коем случае - тот не чурался общества и сообщал своим последователям все, что они "могут вместить". Безличный Всевышний Ислама, обещающий золотые сады с гуриями и вдруг смилостивившийся над "гяурами"? Ой ли. А может быть, Сатана? Или просто Будда - уж слишком вознесение адептов в "царство небесное" похоже на аннигиляцию, совпадающую со смыслом буддийского понятия "нирвана". Во всяком случае, борода Гундяева тут явно не при чем - "патриарх", а вернее растерянный чиновник от религии "велел всех пускать, но предупреждать". Он и сам не знает, чего там, и за "счастьем" явно не торопится - ему и так хорошо, только карма хуевая. Точно не возьмут, понимаешь.
Разумеется, в фильме присутствует Сонечка Мармеладова, которая раздевается догола и бежит сквозь заснеженные пространства, тем самым символизируя путь русской души. Понятно, что это циничный издевательский лубок, эдакий дружеский пинок Федору Михалычу, в свое время погнавшему бред про "богоносцев", но сделан он очень красиво - респект Балабанову и даме, рисковавшей многим ради искусства.
Фильм Балабанова я считаю христианским, православным в высшем, не пошлом понимании этого слова и очень русским по духу, но резко оппозиционным по отношению к "православию today", суть которого четко сформулирована в реплике Бандита: "Какая у тебя жизнь, доходяга? Вот у меня жизнь! Я сегодня ночью четырех негодяев завалил. Потом в церковь сходил - исповедался, причастился. Теперь в бане сижу."
Вот это и есть путинизм и гундяевщина, если кто еще не понял: главное исповедаться и причаститься, а там - хоть людей убивай, хоть Христа продавай. И не удивляйтесь, господа "эффективные менеджеры", если выйдет с вами по вере вашей - будете орать "я тоже хочу", а вами даже Сатана не заинтересуется, побрезгует. И никакого вам Нового Года(c), суки. Русские, блядь. Вы хоть Библию читайте, православнутые уроды, если Вед не помните. Никакие вы уже не русские, вы продали свое первородство за нефтегазовую похлебку - вот и жрите ее, а когда станете подыхать, обратитесь за духовной помощью к лоснящимся от жира гундяевским попам и ждите, пока они "разведут беду" своими пухлыми ручонками. Только не смейте называть преданное вами русское население Украины "хохлами, ворующими газ" - вы его сами воруете, уроды, а мы за него платим. На какие такие деньги "русский человек" Абрамович покупает яхты и футбольные клубы? Об этом задумайтесь, бакланы.
Короче, если ты "тоже хочешь" - живи чисто, не будь путинистом, едроботом и рыгианалом. Относись соответственно к мрази, которая сейчас правит всеми нами. А потом будешь хотеть.
Признаться, я вообще не политик. Ни разу. Лично для меня логичнее всего было бы отождествлять себя с Музыкантом, представленным Олегом Гаркушей (кстати, это замечательный артист - я видел его выступления "вживую" на концерте курехинской "Поп-механики" в Алуште (август 1988 г.) и в где-то в начале девяностых на концерте "Аукциона" в Москве; сцена в аптеке с покупкой пихтового масла - это для тех немногих, кто просекает тему), но все же мне ближе образ пьяницы - меня, может, и взяли бы, но я не пойду. Я не хочу счастья. Потому, что я в него не верю. Мне похуй. Но фильм хороший, и я снимаю перед Балабановым шляпу, которой у меня нет.