Оригинал взят у
mamlas в
Паразитарная бюрократия, или 15 лет экономии на нищихЕщё об
экономике бедности в России За чей счет повышают МРОТ
Внезапная забота правительства о беднейших работниках оказалась отнюдь не бескорыстной
В последние дни члены российского правительства несколько неожиданно заинтересовались бесконечно малыми для них величинами - размером минимального размера оплаты труда (МРОТ).
© Сперва премьер-министр Дмитрий Медведев
подписал указ об увеличении МРОТ на 21%, а потом министр труда Максим Топилин
заявил о намерении поднять МРОТ до прожиточного минимума за три года.
Прожиточный минимум - это тоже малая величина, но все же заметно превосходящая МРОТ: даже в урезанном виде (вы же в курсе, что жизнь в России
становится все лучше и дешевле) он составляет 10 187 рублей (для трудоспособного населения), тогда как МРОТ - лишь 6204 рубля.
Хочется порадоваться за правительство, которое озаботилось доведением минимальных зарплат до сколько-нибудь приличного уровня. Однако более внимательный анализ показывает, что мы имеем дело с весьма остроумным надувательством.
Дмитрий Медведев и Максим Топилин / Фото: Дмитрий Астахов
Пятнадцать лет тишины
Уравнивание МРОТ и прожиточного минимума - не инициатива доброго Топилина, а норма Трудового кодекса 2001 года. 1-я часть ст. 133 звучит следующим образом: «Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения».
Пятнадцать лет - вдумайтесь, пятнадцать лет! - Госдума и правительство саботировали выполнение этой нормы на формально законных основаниях. Дело в том, что статья 421 ТК гласит: «Порядок и сроки поэтапного повышения минимального размера оплаты труда до размера, предусмотренного частью первой статьи 133 настоящего Кодекса, устанавливаются федеральным законом». Именно этот закон и не принимался в нашей стране целых 15 лет.
Что же случилось именно сейчас? Какой медведь в лесу сдох? Зачем потребовалось выполнять обязанность, от которой так долго всеми силами уклонялись?
С миру по взносу - Америке прибыль
Ответ предельно прост: казна страны пустеет, покупать облигации американского правительства
скоро будет не на что - бюджету снова нужны деньги. И формально расходная процедура резкого роста МРОТ на самом деле приведет к повышению сборов с граждан и бизнеса. В выигрыше останутся лишь слуги народа - чиновники.
В России нельзя устанавливать заработную плату ниже МРОТ. А поскольку зарплаты в конвертах и иной упаковке у нас не исключение, а норма, то миллионам работников, особенно в провинции, формально пишут минимальную зарплату, с которой и платятся все необходимые сборы и налоги. Соответственно, повышение этой минимальной зарплаты более чем в полтора раза (до прожиточного минимума) приведет к пропорциональному росту сборов с «минимальщиков»: каждый будет отчислять в виде взносов и НДФЛ примерно на 1,5 тыс. больше со своей нещедрой зарплаты ежемесячно. Это примерно 1,5 млн человек - то есть плюс 27 млрд рублей в год.
Кроме того, рассматривается вопрос о возвращении в Административный кодекс системы исчисления штрафов, основанной на МРОТ. При современном уровне инфляции штрафы элементарно обесцениваются, а привязка их к МРОТ позволила бы избежать постоянного принятия новых законов с ужесточением наказаний - которое, кстати, ухудшает и психологическое состояние общества.
До 2007 года МРОТ в Административном кодексе присутствовал и был самым популярным штраф в 200 минимальных размеров оплаты труда, взимавшийся с провинившихся юридических лиц. Однако реальный МРОТ для исчисления не использовался - иначе штрафы были бы слишком велики. Поэтому при расчете использовалась принятая еще в 2001 году ставка МРОТ в размере 100 рублей - в десятки раз меньше реального показателя.
День бюджетника
Почему же Максим Топилин говорит о том, что повышение МРОТ дорого обойдется бюджету? Все очень просто - к этой величине привязаны не только фиктивные, но и реальные зарплаты. Большинство работников бюджетной сферы получают зарплату по Новой системе оплаты труда (НСОТ), в 2008 году сменившей Единую тарифную сетку. Эта система привязана к МРОТ; высших чиновников она не касается, а вот среднее и низшее звенья распухшего государственного аппарата - все эти бесконечные племянники, сватья, кунаки - получают базовую зарплату, прямо пропорциональную МРОТ. И на это, разумеется, нужны государственные деньги.
К счастью, основную часть дохода чиновников составляет не зарплата (формально весьма низкая), а надбавки, премии и взятки, в большинстве своем к МРОТ не привязанные. Но так или иначе, чем выше МРОТ, тем больше платит бизнес (в свою очередь, перекладывая расходы на сотрудников и потребителей) и тем вкуснее кушают чиновники.
Разумеется, не все чиновники одинаково бесполезны: не бывает государства без аппарата. Кроме того, своя НСОТ есть и в образовании, и в здравоохранении, однако методы расчета зарплат там шулерские (всегда в пользу управленцев) и, как правило, не имеют отношения к размеру МРОТ.
Поэтому бездумный подъем МРОТ есть укрепление лояльности бюрократии за счет беднейших трудящихся.
От вашего стола - нашему столу
Все это не означает, что МРОТ не надо повышать. Надо - и чем быстрее, тем лучше. Инфляционная опасность от подобного повышения также менее значима, чем улучшение благосостояния людей, реально работающих за минимальную зарплату. Но сперва необходимо внести изменения в государственные тарифные сетки, чтобы исключить пропорциональный рост чиновничьих зарплат. Сделать это можно, сократив коэффициенты, на которые умножается МРОТ для того или иного разряда служащих, на ту же или почти ту же величину, на которую будет увеличиваться сам МРОТ. Делать это надо до тех пор, пока МРОТ не достигнет прожиточного минимума - получившиеся в итоге коэффициенты следует признать окончательными. Никакой несправедливости тут нет, напротив. Ведь богата не та страна, где яхты самые длинные, а та, где бедняки не голодают.
Но, к сожалению, шансов на такое развитие событий мало. Судя по всему, перед нами попытка сравнительно честным путем преодолеть мораторий на повышение зарплат чиновникам, не потратив на это государственные деньги. Отечественным правозащитным организациям и бизнес-омбудсмену стоит внимательно следить за реализацией инициатив группы Топилина - Медведева, чтобы они не оказались очередным перераспределением еды от голодных к сытым.
***
А еще неплохо было бы выплатить компенсацию людям, которые 15 лет вопреки требованиям Трудового кодекса получали зарплату ниже прожиточного минимума из-за чиновничьего саботажа. В полном размере, с набежавшими процентами. За счет самих саботажников.
Михаил Мельников
«Русская планета», 28 марта 2016