Оригинал взят у
vaspono в
"Сколько здоровья в твоей болезни" (с) "Сколько здоровья в твоей болезни" (с)
.
"- Утешься! - сказал Ходжа Насреддин. - Теперь у тебя есть и помощь, и сочувствие. Мы вдвоем доберемся до ближайшего селения, найдем лекаря, и с его помощью ты произведешь потребное целительное действие.
- Лекаря? Ох, для этого действия мне нужен вовсе не лекарь...
Больной приподнялся, сбросил халат с головы, открыв плоское широкое лицо, совершенно голое, без всяких признаков усов или бороды, украшенное крохотным носом и парой разноцветных глаз; один тускло синел, затянутый бельмом, зато второй, желтый и круглый, смотрел так пронзительно, что Ходже Насреддину стало даже не по себе.
- Возьми меня в селение, добрый человек! - с глубоким вздохом и стонами больной выполз из-под халата. - Возьми в селение; может быть, там, среди людей, мои страдания облегчатся.
Кое-как он поднялся в седло. Ишак, понимая, что везет больного, был осторожен на спусках и не прыгал через арыки, а переходил вброд. Ходжа Насреддин шагал рядом, искоса поглядывая на своего стенающего спутника. "Это, вероятно, редкий проходимец и мошенник - иначе откуда бы взяться такому дьявольскому желтому блеску в его единственном глазе? - размышлял он. - Но может быть, я ошибаюсь и оскорбляю своими низкими подозрениями добродетельнейшего человека, внешность которого вовсе не соответствует его внутренней сущности?.." Была в этом больном какая-то двойственность, не позволявшая Ходже Насреддину окончательно укрепиться во мнении о его плутовстве; но, с другой стороны, как ни старался он думать о своем спутнике хорошо, - желтый блеск в глубине единственного ока смущал его и направлял мысли в противоположную сторону."
( Леонид Соловьёв. "Повесть о Ходже Насреддине. Очарованный принц")
.
К чему это я?
А вот уважаемый С.Г.Кара-Мурза тоже заметил признаки заболевания:
.
"вот вопрос, на который, по-моему, не так просто ответить: как получилось, что в 1980-90-е годы значительная часть нашей интеллигенции поверила в абстрактные и даже фантастические модели жизнеустройства, стала их с энтузиазмом пропагандировать и даже внедрять в жизнь. Совокупность этих моделей назвали «Западом», хотя множество западных же авторитетных ученых предупреждали, что на реальном западе ничего похожего нет.
Дж. Гэлбрейт, побывав в декабре 1990 г. в Москве и побеседовав с нашими учеными «рыночниками», так сказал об их планах: «Говорящие - а многие говорят об этом бойко и даже не задумываясь - о возвращении к свободному рынку времен Смита не правы настолько, что их точка зрения может быть сочтена психическим отклонением клинического характера. Это то явление, которого у нас на Западе нет, которое мы не стали бы терпеть и которое не могло бы выжить».
Ну, впали в утопию, наломали дров, но ведь уже 24 года прошло, а «отклонение клинического характера» все отклоняется. И разговор о нем заводить считается неприличным. У разных частей общества как будто сложились разные картины мира, должна же интеллигенция как-то с этой аномалией разобраться. "
( "Зачем зубрить устаревшие штампы?"
http://sg-karamurza.livejournal.com/163400.html )
.
А на мой дилетантский взгляд - таки никакой "клиники" нет и в помине. И аномалий никаких. Просто бытие в очередной раз определило сознание :)
Отгадка всем "болезням" чуть ниже, у самого Сергея Георгиевича:
.
"Почему берут для учебника их устаревшие представления, а не современные? Широкое исследование традиционных обществ началось в 1940-50-е годы, когда прошла мировая волна революций («не по Марксу») именно в этих обществах - в крестьянских странах от России и Китая до Мексики. А за ними поднялась волна антиколониальных национальных движений. Тогда и кинулись антропологи изучать традиционные общества.
В «Структурной антропологии» (1958) К. Леви-Стросс так определил суть контактов Запада с традиционными обществами: «Запад построил себя из материала колоний». Именно тогда в части (!) традиционных обществ на время возникли формы жизнеустройства, которые в цитированном учебнике политологии представлены как главные и вечные характеристики незападного общества. Эти формы были способом выживания при длительном изъятии метрополией ресурсов производства и развития.
Это прекрасно разобрано антропологами и культурологами. Примечательно, что в учебнике даже не упомянуты главные политологические выводы Леви-Стросса, одинаково важные для понимания и западного, и традиционных обществ.
Дотошный историк ХХ века Ф. Бродель, изучавший потоки ресурсов на Западе, писал: «Капитализм является порождением неравенства в мире; для развития ему необходимо содействие международной экономики... Он вовсе не смог бы развиваться без услужливой помощи чужого труда». В середине XVIII в. Англия только из Индии извлекала ежегодно доход, равный трети всех инвестиций в Англии. Если учесть доход от всех ее обширных колоний, то выйдет, что за их счет и делались все инвестиции, и поддерживался уровень жизни англичан, включая образование, культуру, науку, спорт и т.д.
Как можно это не учитывать в политологии!
Уже в ХIХ веке земельная собственность в Африке, Полинезии и Австралии была присвоена западными колониальными державами практически полностью, а в Азии - на 57% (в Америке было круче). Без земельной собственности там и не могло возникнуть промышленности. К началу ХХ века всякая возможность индустриализации и модернизации для тех стран, которые попали в периферию Запада, была утрачена. Их уделом стала слаборазвитость.
Более того, уже на первой стадии колониальных захватов Запад пресекал развитие «туземной» рыночной экономики (в Индии она была процветающей - и разрушена). Запад стремился вывезти из колоний тот «материал», из которого могла быть построена местная экономика."
.
А наших "клиников" просто в долю взяли (""Дверка" с секретом" -
http://vaspono.livejournal.com/1323586.html ). Международные премии и звания. "Лучший финминистр да выдающийся экономист". Зарубежные вояжи. Гранты. Роскошный пиар (и с него навар). Вот у них вся "оптика" и "искривилась". Не мудрено при хорошем-то питании :)
ЭТИХ, впущенных в "дверку", такая "картина мира" устраивает вполне. Костьми за неё лягут ...
Никакого "впадения в утопию". Голимый прагматизм :)
"Реализм - земля перестройки" ((с) - "академик" Яковлев).
.
http://static.ozone.ru/multimedia/books_covers/c200/1003869083.jpg.
Всё - как обещали :)