Энн Пэтчетт «Прощальный фокус»
Фокусы были частью жизни Сабины. Важной её частью. Именно они свели женщину с глубоко любимым человеком - иллюзионистом Парсифалем. Сабина была его ассистенткой, наперсницей, верным другом, а в последний год ещё и женой.
«Ты будешь моей вдовой?» - так звучало предложение о браке: больной СПИДом гомосексуалист Парсифаль, умирая вслед за любовником, хотел таким образом обеспечить будущее своей подруги. Умер он гораздо раньше возможного отпущенного срока - от аневризмы.
«Парсифаль умер. Конец», - именно с этих слов начинается книга. О чём, казалось бы, ещё говорить. Однако мёртвый Гай (так его звали на самом деле) остаётся одним из главных героев повествования до самого конца.
Тоскующая по мужу Сабина сближается с семьёй покойного (оказывается, они, вопреки словам Парсифаля, все живы) и старается как можно больше узнать о мужчине, которого безответно любила всю жизнь.
Недоверие и даже раздражение сменяется пониманием, принятием и обретением новых близких людей, помогает не поддаться горечи и депрессии, ощутить тепло.
Парсифаль - гей. Но роман не об этом. В книге нет ни подробностей, ни чувственных сцен. Только констатация факта. Уж не дань ли литературной моде? Назови автор другую причину безответности чувства и великой жертвенности, ничего бы не изменилось.
Из маленьких деталей, мелких штрихов постепенно складывается полный образ глубокого, чуткого, ранимого, светлого человека, который и после смерти объединяет любящих его людей.
Целиком посвятив себя мужчине, который никогда не ответит взаимностью, оставаясь в его тени в жизни и на сцене, Сабина, оказавшись среди родных Парсифаля, всё же задумывается, наконец, и о собственной жизни. Пока это лишь мысли. Финал даёт место читательской фантазии. Как сложится судьба женщины в дальнейшем, можно лишь гадать.
Жизнь провинциального города, жестокость родителей, семейное насилие, поиски своего места в жизни, право быть непохожим, не изменяя себе - обо всём этом, так или иначе, рассказывает Пэтчетт. Проблемы лишь затронуты, их исследования и уж тем более решения автор не предлагает, но будучи обозначенными, эти болевые точки влияют на послевкусие.